Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Блаженны изгнанные правды ради…» Продолжая говорить об этой заповеди Христа, давайте посмотрим: что же происходит в наших личных отношениях.
Здесь мы принимаем определенные «правила игры» и живем по ним. Иногда эти правила оговариваем, иногда – нет. Но они все равно существуют. А правда требует всего человека, полной открытости, преданности, верности.

Неполная правда – это уже неправда (никуда от этого не денешься), и она не дает нам стать счастливыми.

Что же делать? Конечно, признать: «Господи, я несчастлив». По существу, это признание означает: «Меня правильно изгнали из рая любви, взаимности, ведь я над правдой глумился». И после этого к человеку возвращается блаженство – единства с Богом, с милостью все Прощающего. Возвращается правда.

В чем она? Да в том, что мы горды, себялюбивы, эгоистичны. С людьми не можем быть честны (себялюбивый человек других все время обманывает, что-то себе присваивает). А Бог нас таких ждет и прощает.

Чтобы стать честными, нам опять же нужно сказать: «Бойтесь меня, люди, будьте осторожны со мной!» И внутренне просить: «Господи, прости! Я стараюсь быть честным, но не получается».

Честность возвращается, когда у нас есть «сокрушенный дух». С помощью милости Бога. Но это не «моя» личная честность. Без Господа я всегда не прощен и не честен.

Чтобы мне быть правдивым, я должен открыть себя вам как человека падшего, грешника, вашего обидчика. Как вы ко мне после этого отнесетесь? Скорее всего, будете изгонять. Потому-то мы часто покупаем добрые отношения ложью, угодливостью, лицемерием (и при этом никогда не бываем блаженны!).

А настоящий друг нам – тот, кто видит в нас и врага тоже, но все-таки принимает, не переделывает. Именно так поступает Бог. Отсюда – заповедь о любви к врагам (то есть грешникам, а не вымышленным «доброхотам»). Господь так делает, и мы так можем. Он дает нам пример, говорит человеку: «Я радуюсь не потому, что ты чист и прекрасен. Радость для Меня – твое раскаяние». И это – блаженство.

Когда же нас гонят за честность, для нас большое счастье думать: «Господи, я не потрачу впустую время на лукавую дружбу. Буду искать и встречу того, кому честность нужна». Терпение гонения дает возможность простить гонителей и просить за них Бога, ибо «не ведают, что творят». Нельзя гонение рассматривать только как муку. Это еще и несение креста, и помощь немощным (друг друга тяготы несем!).

Когда мы терпим гонения и гонителя, то он, гордый человек, никогда не заметит, что его принимают таким как есть. А тот, кто увидит свою неправду в отношениях с другими, становится благодарен за то, что его все время прощают, терпят. И бывает счастлив, потому что чувствует заботу, покров над ним.

Кстати, честность требует от принявшего такой дар прощения и терпения – тоже уметь приносить его другим. Чего хочешь себе, того желай и людям.

В полноте заповедь «Блаженны изгнанные правды ради…» раскрывается в последние дни жизни Христа на земле. Господа гнали, били, злословили.  Вот и мы Его тоже будет гнать до тех пор, пока наша душа не разглядит собственную ложь и злобу – на добро.

В дружбе мы сначала доживаем до маленького предательства. Каемся. После этого нам кажется, что мы никогда ничего подобного не повторим. Но открывается, что способны-то мы и на гораздо большее.

И это не испугало Бога. Он знал, что люди будут Его отвергать – вплоть до убийства. Таков путь развития падшего грешника (то есть меня и того, с кем я имею дело). И чем больше мы узнаем о других, чем больше можем им простить, тем честнее становится наша жизнь.

Тот, кто такой жизни боится, останется одиноким. А тому, кто не испугается, будет тяжко, но блаженно.

«Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (от Матфея. 11. 30). В этих словах Христа чувствуется некое противоречие. Ужасно ведь, когда тебя угнетают, мучают. Но мучают-то – не безысходно. И жизнь, убитая грехом, при этом преображается, воскресает. Совершается переход от греха смерти – к жизни. Приходит Пасха. Появляется радость. Блаженство – навсегда.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)