Интервью

СКОРБИ. КАК ИХ ПЕРЕЖИТЬ?

(Окончание. Начало в № 10)

-Батюшка, давайте поговорим о скорбях, - попросила я протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. В ответ он начал читать псалом царя Давида:


Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?
Господь Защитетель живота моего, от кого устрашуся?
И добавил:
-Почти все псалмы – на эту тему. Они очень помогают нам. В них отражена внутренняя борьба человека с грехом, со скорбями.
-Преподобный Никон Оптинский, исповедник, прошедший советские концлагеря, писал: «Гонения и притеснения (то есть скорби – прим.) полезны нам, ибо они укрепляют веру». Разве это так?
-Конечно, так. Повторю еще раз: духовно пережитое страдание как бы переплавляет человека, словно горнило, в котором получают самое чистое золото. Ведь зло не победишь злом. Беззаконие не уничтожишь беззаконием.
Вот некоторые женщины говорят: «Мне муж изменил – и я ему тоже изменю!»
-Интересное решение!
-Спрашиваю: «Ну и что дальше? Разве ты одобряешь его поступок?» Говорит: «Нет». - «А зачем же пойдешь делать то, что сама осуждаешь?»
Когда мы начинаем соблазняться и осуждать других, то сами можем уклониться в сторону.
-Да так, наверное, всегда и бывает: осудишь – и попался на ту же удочку!
-Но если человек благодарит Бога за скорби, то совершается величайшая тайна. Мы же бессмертны, созданы для Вечности. Жизнь на земле проходит быстро, как сон. Короткий путь здесь – это время нашего очищения.
Всегда с удивлением читаю о людях, переживших клиническую смерть. В тот момент, когда душа выходила из тела, они видели темный туннель – и свет вдалеке. Вот и наши скорби – как узкий, тесный туннель. Но впереди-то свет! И вера открывает нам эти горизонты.
А сколько мы видим примеров подвижников – начиная от простых людей. В народе отразилась мудрость, впитанная от них: «Жди скорбей, как дорогих гостей».
-Прямо дорогих?
-Да. Наша семья бедствовала в послевоенные годы. Мама моя раздобудет какую-нибудь пищу, придет домой и повторяет: «Бедняк «ох», а за бедняком – Бог!» Значит, сегодня проживем, уже не умрем.
А в духовной среде всегда говорили: «Какой же ты монах (или священник), если не болел, не перенес скорбей, неприятностей, оклеветаний? Ты и должен нести немощь, болезнь!»
-Зачем?
-Они отрезвляют людей. Человек служит Богу и может много что о себе думать. А в противовес этому ставится какой-нибудь недуг. Даже апостол Павел говорил, что ему дан «ангел сатаны, жало в плоть», которое его жжет (2 Коринф. 12. 7).
-Болезнь?
-Это по-разному толкуют. Апостол трижды молил Бога, чтобы Господь отнял от него это испытание. А Спаситель сказал: «Довольно для тебя моей благодати».
-Почему?
-Все по той же причине: в благодати человек легко присваивает себе то, что ему не принадлежит.
-Перестает понимать, что реально из себя представляет?
-Конечно. Бог окружает человека любовью (как это было Раю). А тот вдруг решает: «Да это все мое!» Забывает о Господе. И даже начинает рассуждать: «Где-то там есть какая-то разумная сила…»
-Бывает такое, слышала.
-Скорби действуют на нас отрезвляюще. Мы приходим в разум. Существует такая пословица: «Чем небо темнее, тем ярче звезды, чем больше скорбь, тем ближе Бог».
В детстве, в юности это многим непонятно. Люди отворачиваются: «Какой разговор неинтересный!» А в нашем возрасте – уже все прекрасно понимаешь. Особенно вглядываясь в жизнь Самого Бога, подвижников и праведников.
Спаситель по Своей воле пришел в земной мир – на страдание. Как Агнец Божий, Который еще до создания мира был уготован в жертвоприношение за грехи всей твари. В одном из псалмов Господь прямо говорит, что идет исполнить волю Божию – даже до поругания, до крестной смерти.
От твари и до Бога никто не избегал скорбей. Трудностей, боли, напастей. Апостол Павел говорил, что он может похвалиться только своими немощами и болезнями.
-Опять же – скорбями. И это великий святой!
-И перечислял, что перенес за свою недлинную жизнь: гонения, побиение камнями, штормы в море, непонимание близких, братьев по вере…
И он же спрашивал: кто может отлучить нас от любви Божией? Никто! Никакая тварь – ни земная, ни бесплотная. Ни теснота, ни скорбь, ни гонение.
И мы должны благодарить Бога за то, что Он дал нам понести скорби. Это великое дело. Один святой рассуждал так: «Ангелы завидуют человеку…»
-Неужели?!
-Но только в одном (улыбается). Им не дано страдать ради Бога. А нам – дано. В Евангелии Господь говорит нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (от Марка. 8. 34). Наши страдания в этой жизни – общие с Христом.
-Какая высота!
-Потому и тема эта – неисчерпаема. Всматриваясь в жизнь семьи, общества, всего мира, мы понимаем: всем выпадают скорби. Почти каждый день приходят сообщения о землетрясениях, наводнениях, пожарах. По телевидению показывают ужасы разрушения, рассказывают о гибели людей.
Если относиться к этому не духовно, то возникает мысль: «Зачем вообще жить?»
-Да, зачем?
-Ценность одной человеческой души превосходит все ценности этого мира. Не тела! Потому и предупреждает нас Господь: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (от Матфея. 10. 28). Вот Кого бояться надо!
-Только Бога.
-Телом человек очень хрупок.
-И мысль об убийстве все-таки страшна.
-Конечно! Хотя мы понимаем, что умереть один раз нам все равно придется. Каждому. Хоть мы сто лет проживем, хоть двадцать. И нам обязательно надо рассуждать, держать перед глазами яркие, внушительные образы веры, которые вселяют в нас твердый дух. Помогают человеку все преодолеть.
История изобилует примерами героев. Не так давно была Великая Отечественная война. Мы прославляем тех, кто шел на смерть, проливал кровь, чтобы отстоять нашу страну. Человек говорил себе: «Да, я могу умереть, но выполню свой священный долг».
Как люди могли все это перенести? На фронте не хватало питания, солдаты в окопах сидели неделями. Даже в мороз. Им приказывали: «Держитесь!» – а у них всего два сухаря. И они выживали. Значит, в них начинала проявляться особая сила духа. Их покрывала Божия благодать. Кто-то это понимал тогда, кто-то – нет.
-Пишут, что войну выиграло поколение крещеных людей.
-Тот, кто обретает веру, начинает положительно смотреть на страдание. А тот, кто не может решить этот вопрос, даже приходит в состояние безбожия. Спрашивает: «А где ваш Бог? Почему столько зла в мире, несправедливости, скорбей, болезней – и Он их не уничтожит?» Даже добавляют: «Мы бы поверили, если бы этого не было!»
-Звучит похоже на то, что говорили иудеи на Голгофе: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него» (от Матфея. 27. 42).
-Бог дает человеку и благословляет наши страдания. Апостол Павел сказал, что мы недостойны всех этих испытаний, скорбей, болезней – ради той славы Божией, которая откроется для нас в Вечности.
-Мне кажется, мы сейчас часто издыхаем «от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (от Луки. 21. 26)), как в Евангелии сказал Христос. Боимся даже не того, что происходит. А – как бы чего не вышло.
-Мысль всегда опережает жизнь, бежит вперед.
-И надо ее притормаживать?
-Нет, просто не нужно давать места таким состояниям, иметь страх там, где его нет.
-А его много, согласитесь.
-Конечно, причем люди доходят до болезней, приходят в храм, начинают кликушествовать. А я всегда их прошу: «Успокойтесь, приведите себя в норму. У вас ничего не случилось. И мы не знаем, что будет впереди. На все воля Божия».
Я прожил много лет. И сколько колоссальных перемен за это время произошло! Посмотришь вокруг и подумаешь: да ведь мы и вообразить не могли, что у нас тут будет.
Когда-то под горой возле нашего храма были деревни. Меня приглашали сюда причащать старушек – и я приезжал с Пресни. Потом рядом выстроили новый микрорайон, мне дали здесь квартиру. А теперь снова открыт храм – и я в нем настоятель.
-Жизнь непредсказуема. Никогда.
-Поэтому надо только верить, что она глубока, Божественна. Что есть Устроитель жизни, Промыслитель. И Он печется о каждой душе.
-У меня подружка шутит: «А вдруг Господь за нами не усмотрит?»
-Усмотрит! Бог особенно близок каждому страждущему, униженному, оскорбленному. В апостольских посланиях говорится, что Он заповедует нам носить тяготы друг друга. Сильные духом, верой пусть заботятся о слабых, немощных. А немощные – идут в Церковь, слушают слова священников, вдохновляются и благодарят Бога.
-Еще одна даже не скорбь, а грусть – о посте. Он приближается. Но не всем по силам.
-Как-то я читал, кажется, у святителя Василия Великого, что человек, внимательно проходя жизнь, должен сам установить себе норму поста. Такую, которая ему по силам. И это правильно.
Если ты здоров, то постись – и все тебе будет на пользу. Если уже в возрасте или молодой, но имеешь много обязанностей, то присмотрись, что можешь понести.
Иногда постом приходит в храм молодой человек, совсем зеленый. Он в 9 часов утра уходит из дома, в 10 вечера – возвращается, а в семье еще и детки маленькие. Конечно, он понимает, что строго поститься ему не по силам. И я ему это тоже говорю. Достаточно отказаться от мяса. Пусть ест рыбу.
А у кого-то – больная печень, поджелудочная железа и так далее.  Вот и приходится специально делать такие объявления: «Братья и сестры, некоторые из вас уже много лет постились. Но, может быть, пришло время, что по состоянию здоровья вы этого уже не можете понести. Для немощных, больных не существует строгих рамок поста. Об этом и преподобный Амвросий Оптинский говорил: немощному, больному подобает благодарить Бога, если несет болезнь, не роптать, не унывать, но вкушать пищу, которая ему необходима по состоянию здоровья».
-Опять же – с благодарностью принимать скорби.
И у апостола Павла есть такие рассуждения о посте: тот, кто ест, пусть не осуждает того, кто не ест. И наоборот. Пища, вкушение ее не удаляют нас от Бога и не приближают к Нему. Пост – всего лишь одно из маленьких средств на пути духовного делания. Важнее – благодарить Бога, стараться исполнять заповедь о любви, относиться к другим по-доброму.
Я сам диабетик и знаю, что такое болезнь. Было время, когда строго постился. А сейчас 3-4 дня попощусь – и голова начинает кружиться. Иду и боюсь, как бы не упасть.
-И ослабляете пост?
-Да, начинаю добавлять пищу, которая мне нужна. Стараюсь уловить момент, когда ее уже достаточно. Могу служить – и мне не плохо. Говорю: «Господи, прости! Большего я не могу!»
-Значит, какова норма поста?
-Он должен быть по силам, не лишать нас бодрости, здоровья, не усугублять болезни.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

28 ноября – начало Рождественского поста