Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Давайте кратко подведем итог обсуждению заповеди «Блаженные изгнанные правды ради…» Эта заповедь – о тех, кто уже блажен, соединился с Богом и живет в этом единении. Христос сказал, что верующий в Него будет спасен, а неверующий – уже осужден, то есть одинок, находится в беспомощности, гордости, замкнутости. Не знает Бога. Это ад уже на земле.

Тот, кто уверовал, узнал Истину, Жизнь во всех ее проявлениях, блажен, счастлив. И дальше – все зависит от усилий, труда самого человека. Блаженству надо быть верным и преданным. Стоять в правде, не отказываться от нее.

Жизнь со всех сторон испытывает нас: и изобилием, и недостатком.  Иногда может прийти мысль или кто-то скажет, что Бог о нас забыл. И человеку предстоит утвердить единство с Ним.

А теперь обратимся к последней заповеди блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…»

Эта заповедь отличается от предыдущих. В них описаны пути (духовной нищеты, плача и так далее), по которым человек, живущий в грехе, идет к свету, милости, прощению. Мы знаем, например, как трудно сохранить здоровье. Еще труднее – восстановить здоровье, когда оно утрачено. Тем более – духовное здоровье.

Возвращение в Отчий дом всем существом (как это описано в заповедях блаженства) требует не только сил человека, но всегда – помощи Божией. И тот, кто уже вернулся, видит и точно знает: именно милость, благодать Божия касалась его, вела, прощала, избавляла от опасностей. Не только внешних, но и своих, внутренних, которые еще тяжелее. Внутренняя пытка мучительнее внешней.

Христос звал: идите за Мной! Человеку выздоровевшему, вернувшемуся в Отчий дом, творить правду, принести покаяние – желанно, забыть о себе – подарок. Почему? Да потому что другой позволил пожертвовать собой – ради него, не отказался принять помощь.
Обычно нам трудно помогать кому-то. А здесь становится невыносимо тогда, когда нашу помощь – не принимают, не дают участвовать в жизни других людей. Иными словами, быть чадами Божиими.

К таким чадам возвращаются сила чувств, красота, память ума и прежде всего – сердца. Человек живет в благодарности. У него начинается славословие. Открывается, что все ему – родственны, ведь Бог присутствует в каждом из нас: «Царствие Божие внутрь вас есть».
Получается, что и люди живут – не только вокруг, но и во мне. И это взаимно: я в них тоже присутствую. Причем жизнь эта – не подневольная, рабская, наемническая, а действительно свободная: от греха и немощи.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)