Интервью

ЛЬНА КУРЯЩЕГОСЯ НЕ УГАСИТ

Каждое слово Евангелия драгоценно для нас. И особенно те строки, где Господь говорит о Себе. Объясняет, каков Он – наш Бог.
Вот Христос повторяет слова о Нем пророка Исаии (42. 3): «Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит» (от Матфея. 12. 20). И в прошлом номере газеты протоиерей Александр Лаврин начал объяснять нам, что это значит.

-Подход Божий – возродить и преобразить все живое на земле, - сказал батюшка. - Прежде всего – людей, как уже надломленных и курящихся, и как бы тлеющих.
То живое, что в нас еще осталось, не может само по себе возродиться или научиться от Бога каким-то законам. Но может повернуться к Богу и захотеть, чтобы Он влил в нас жизнь. Иначе всё неизбежно дотлеет и окончательно сломается.
-Мы говорим, что нам надо стараться исполнять заповеди Божии.
-Да, стараться надо. Но исполнить их мы можем только в определенной мере –  внешне. Это легче понять на примере заповедей Ветхого Завета. Начнем с первой из них.
-«Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня», - так она звучит.
-Да, и для меня, казалось бы, Бог один. Но каково у меня общение с Ним? Есть молитвенное правило, церковные службы. Я могу заставить себя прийти на службу, исполнить келейное правило?
-Конечно.
-Но о чем говорит само наличие правил? О том, что естественного общения с Богом у меня все-таки нет. Надо себя на правило ставить, делать над собой усилие. И нужны формы, которые мне предлагаются извне.
-Надо себя подтягивать?
-Это слишком мягко сказано. Без правил у меня вообще не будет ничего. Все умрет. Опять же – лен дотлеет, трость доломается.
Допустим, я начну следить за тем, чтобы у меня не было кумиров (следующая статья Моисеева десятисловия). И обязательно замечу: они возникают постоянно. Любое мое желание легко может превратиться в кумира и будет понуждать меня его исполнить.
Или захочу бороться с возникшей завистью. Внешне могу ее не проявлять, но зависть как чувство все равно будет обладать моей душой. В моей власти – только возможность заставить себя волевым усилием сомкнуть уста. Чтобы с них не слетели лукавые завистливые слова.
-И то – иногда.
-Нет, всегда! Другое дело, что это тяжело. Чем больше приучил себя распускаться, тем труднее. Но волевая возможность как неотъемлемое свойство у человека остается всегда.
Я могу заставить себя остаться дома, когда желание меня влечет к страстному удовольствию. Или подтолкнуть себя кому-то помочь. Примеры можно множить и множить. Но внутренне всегда буду сопротивляться выбору, построенному на своей воле и совести, но вопреки своим желаниям.
-Согласна.
-Другими словами, мои чувства, желания и вера расходятся друг с другом.
Мы не способны исполнить волю Божию самостоятельно, целостно. Все, что касается нашей внутренней жизни, может исполнить только Господь. От нас требуется одно – покаяние как признание правды, что внутри нас нет самостоятельной праведности.
-А если не каяться?
-Тогда мы, как уже говорили, будем только внешне исполнять заповеди – и обязательно превратимся в фарисеев.
-Это страшно. Господь в Евангелии только их и обличал: горе вам, фарисеи, лицемеры!
-Вот и мы, как они, в мелочах будем что-то соблюдать, оцеживать комаров – и при этом глотать верблюдов. Не замечая их.
-Видеть только то, что выполнили?
-Да, в нужный день мяса не съели, записки подали, свечки поставили, молебны заказали, крест поцеловали, в праздник не работали и прочее. Жизнь превратится в некое действо, которое должно «заставить» Бога быть к нам благосклонным.
-Как у язычников?
-Да, это языческая психология. Она ярко выражена и в израильском народе. Они же сами вышли из Египта – из среды грубого язычества. Для них Бог был Отмстителем и Ревнителем.
Воля Божия всегда являлась для них непосильным ярмом. Поэтому Израиль все время искал своей воли, как бы убегал и прятался от Бога. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать сильные и яркие обличения пророков. Или слова первомученика Стефана перед казнью.
-Он говорил: «Люди жестоковыйные! Вы всегда упорствовали против Святого Духа, как отцы ваши, так и вы! Они убивали предвосхищавших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы!»
-Да, в конце концов, все кончилось Голгофой… И нам важно в этом полуживом Израиле увидеть себя, свою еле тлеющую жизнь. У нас есть какое-то вдохновение, творческий ток только потому, что Господь нас не бросает.
Тем не менее, разве мы видим Его иначе, чем ветхозаветный Израиль? Воспринимаем как заботливого Отца, Который «не надломит» и «не погасит»?
-Ну, нет! Для нас Он тоже Отмститель. Мы же повторяем: «Бог его (ее) наказал за то и это!»
-Говорим, что Он все беды вернет обидчикам. Или посылает нам такие тяжкие испытания, которые невозможно пережить. Но разве от Бога эти испытания? Мы сами посылаем их друг другу и самим себе.
-Создаем трудности, а потом с ними боремся.
-Не спрашиваем: «А как Ты, Господи, хочешь?» Не ищем ответа на этот вопрос в евангельских повествованиях. Так же, как и древний Израиль, ищем своей воли, реализуем ее – и потом обвиняем Бога. Хотя потерпели не от Него, а друг от друга.
-Или от себя!
-Но и здесь Господь не надломит и не погасит – ни обидчика, ни жертву. Не оставит ни того, ни другого. Разделит с ними последствия греха, будет будить совесть и не оттолкнет от Себя.
Оба ранены. И один – курящийся, и другой – надломленный. Пострадавший несет горечь обиды. У обидчика душа все больше омрачается цинизмом.
-Жалкие грешники…
-Мы все время меняем роли, бываем то жертвами, то палачами. И даже не других, а для самих себя. А то и выступаем в двух лицах одновременно. Чуть почувствуем себя жертвой – и сразу же делаем все, чтобы уничтожить обидчика!
Господь ни с кем из нас не порывает. Не наказывает за эти тление и надломленность. Не вырывает с корнем.
-Несмотря на болезнь?
-У нас была одна молодая прихожанка, поэтесса. Она болела церебральным параличом. И как-то сказала: «Мама молится, чтобы я выздоровела. А я нет. У меня много проблем, связанных с болезнью. Но я такой родилась и другой жизни не знаю».
Этот взгляд очень важен. Оказывается, даже в очень тяжкой болезни может нисколько не упасть интенсивность жизни. Все в ней может быть наполнено смыслом, содержанием или, наоборот, опуститься до совершенной бессмыслицы и пустоты.
В своих трудностях, немощах мы часто виним Безвинного. Как и две тысячи лет назад, когда Он воплотился на земле и пошел на Крест за грехи людей. Пытаемся уличить Его в несправедливости. Говорим: «Если Он Всемогущ, то почему не сделает то или другое так, как мы этого хотим?» В общем, и Себя на Кресте не спас, и нас не слышит!
А Господь делает все! Но только «нашего ради спасения», а не «тления».

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ