Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить о последней заповеди блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…»

Господь подчеркивает: «за Меня». И Его слова отрезвляют нас. Блаженство, принесенное Христом, подразумевает вечную жизнь. А значит – родство человека с Богом, сыновство.

Многое в жизни упростится, если мы будем помнить: есть такое блаженство. Мы же все время страдаем и мучаемся от несущественного, мелкого. И когда получаем то незначительное, чего хотели, не становимся блаженны, счастливы. Наоборот, у нас возрастает жажда. Нам опять что-то требуется.
А все значительное – относится к нашему не одиночеству, единству с Богом и другими людьми. От нас постоянно требуется стояние за самое главное.
На нашу веру воздвигается клевета, нам посылаются, например, такие мысли: «Господи, Ты плохо создал людей, землю, меня. Тут не проживешь по-хорошему, будешь страдать!» (а этого не хочется).

Иногда испытания бывают – как чувства. Находит дух уныния, томит человека, говорит: «Вера только последнее отнимает! И так-то радостей мало, а в посты даже поесть нельзя. Сейчас бы с друзьями посидеть, погулять, а не положено. Вера и время отнимает. Мне бы телепередачу посмотреть, а нужно молитвы читать!»

Душа теснится этими обстоятельствами. Да еще люди вокруг повторяют: «Да мы счастливы без Бога! У нас есть деньги – и все прекрасно». Или: «А вот я жене не верен, всех подряд соблазняю – и мне хорошо. А верность ваша – это же сплошное мучение!»

Казалось бы, зачем все это терзает наши души? А ответ прост: мы должны испытать, проверить все свои жизненные принципы. Утвердиться в них. Если я поверил, что прав кто-то, а не Христос, то у меня начинается другая жизнь. Какая? Важными становятся уже не мой друг, его душа, мысли, поиски, а кошелек друга. Или его звания, связи. Я начинаю их использовать. Пусть не в ту же секунду, но постепенно.

Если с этой точки зрения посмотреть на людей, то окажется: все мы мертвы. Не согласились быть изгнанными правды ради – из этого мира. А ничего иного мир нам предложить не может. Что высоко у него – мелко перед Богом.

Зато тому, кто остался верен правде, открываются новые мысли и перспективы: я Богу доверяю, а Он возвращает мне Своего доверия – во сто крат больше. Мелкое, презренное миром – у Него высоко и велико.

Человеку очень трудно, почти невозможно поверить, что есть неизведанные радости, которые могут удивить. Нам подсовывается мысль, будто все они известны, отсортированы – и каждому свое. Только выбери.

За всем этим стоит такой подтекст: «Ты несчастен, многое упускаешь. Твоя жизнь утекает! Она пропала, прошла даром, ты неудачник, отстал!»
Нам такое все время внушают. Это тяжкое гонение – ради Христа! И гонению приходится противостоять: «Господи, я знаю самое красивое, самое мудрое – Тебя. С Тобой ничего сравниться не может. Ну, гонят меня – и пожалуйста! Я и сам уйду. Не хочу в этом растворяться, менять вечное – на временное, главное – на ничтожное».

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)