Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить о последней заповеди блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…» И в прошлый раз остановились на том, что наша вера все время испытывается, когда другие люди стараются нас убедить, что и без нее хорошо жить.

Но есть и внутренние вещи, которые вытесняют из нас веру, клевещут на Самого Христа. Прежде всего, это грубая ложь о том, что Христос – не Бог, а просто был создан миф о Нем – всего лишь простом человеке, одном из пророков.

Существует много подобных соблазнов! Но давайте рассудим: близкого человека мы ведь не перепутаем ни с привидением, ни с мифом. А живого Бога – тем более. Встреча с Ним переворачивает нашу жизнь. Мы становимся другими, начинаем иначе осознавать свои поступки. Господь освятил нас через Его Слово, сопоставил с Ним Самим. Все судил этим Словом. И отрицать встречу с Богом – все равно, что сказать: «Жизни вообще нет».
Мы переживаем невидимые брани, когда душа подвергается гонению. Но гонение тоже может быть лукавым. Например, некий «внутренний голос» твердит: «А ты прекрасен без Христа! Ты Ему не нужен!» Или спрашивает: «А зачем Он тебе? Ты и без Него велик, надо надеяться на себя. Устрой свою жизнь сам!»

Более того, уже разработаны, напечатаны и в огромном количестве предлагаются нам методики, как это сделать, достичь успеха. В них не указывается только одно: без Бога от тебя ничего не останется, ты повредишь своей душе, потратишь ее, изменишь. Ведь рекомендации жить без Христа идут от людей, которые не веруют и не хотят знать правды.

Случается, что наши близкие принимают эти советы, встают на ошибочные пути. Как нам относиться к этим людям? Конечно, молиться: «Господи, да есть у них душа! Они мне дороги. Я с ними связан. Пускай я их выслушаю, соберу от них раздражение, крики, неправды. Но только Ты помилуй их и прости!»

И это принесет нам радость: мы потерпим – и Бог их не оставит. Господь добрее нас.

Мы отчетливо переживаем то, что чья-то жизнь сохранялась благодаря нашему терпению. Потому что сохраняем и себя, возможность быть вместе с этими людьми. Все мы грешники, все ошибаемся. И если всех грешников от себя уберем, то станем одинокими, будем находиться в абсолютном аду. Ад – это же одиночество, где постоянно душу поедает червь, сжигает огонь, ведь силы человека – не востребованы, возможность любить – не реализована. Это главное горе.

При исполнении этой заповеди грешнику еще на земле дается дивная возможность сказать: «Господи, оказывается, я в какой-то степени (пусть самой малой!) смог здесь постоять вместе с Тобой за правду, за любовь. Быть Твоим другом. Потерпеть от людей – и не отказаться от них, не обидеться, не возненавидеть. Наоборот, проникнуться еще большей жалостью к ним. Они же мучают и других, и себя – прежде всего. А это их глубокое несчастье, мука. Им и жить-то не хочется! Но они в Тебе – уже ожили. И хотя они еще бродят в стороне от Тебя и умирают, но внутри у них уже есть Царство Небесное. И в этом – причина блаженства».

Христос сказал: кто верен в малом, тот верен и в большом. Всего-то крошечная искра может вспыхнуть в человеке: кто-то виноват, а он взял вину на себя или не ответил злом на зло. Но в этом он уже узнает малое блаженство (как в зерне). И душа тянется к нему.

Правда, так бывает после того, как мы испытаем милость Божию – к себе. Если человек уныл, печален, жить не хочет, то ему лучше не заниматься благотворительностью. А то впадет в состояние, противоположное тому, что обещает эта заповедь. Обычно так и бывает: когда нас чуть-чуть утесняют из-за нашей веры, мы гневаемся, бьемся, чувствуем себя несчастными.

Собственно, так проявляются наши слабости. Исповедь, которая освобождает человека, бывает для нас мучительна, постыдна. Молитва, которая должна окрылить, лишает последних сил. Мы находимся в больном состоянии. Но не надо отчаиваться. Просто скажем: «Господи, сейчас мое «блаженство» – вне Тебя. Дай мне обрести подлинное сокровище – в Тебе. Не земное, краткое, а Небесное, вечное».

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)