Календарь

«БЛАГОСЛОВЛЯЮ ВЕРНЫХ РАБОВ ГОСПОДА…»

1917 год. В Москве собирается первый Всероссийский поместный собор и принимает решение об избрании Патриарха. Отбирает трех претендентов. А выбор поручает главе Церкви – Христу.

5 ноября старец Зосимовской пустыни Алексий тянет жребий. Опускает руку в ковчежец и вытаскивает бумажку с именем Владыки Тихона (Беллавина).

21 ноября в Успенском соборе проходит интронизация Патриарха. Церковная процессия шла по Кремлю, обстрелянному большевиками. Солдаты в серых шинелях стояли к ней спинами. Демонстрировали неприятие.

Страна входила в страшнейшие годы террора. В своей первой проповеди Патриарх Тихон пророчески сказал:
-…как в древности пророку Илии явился Господь не в буре, не в трусе (землетрясении), не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне на наши малодушные укоры: «Господи! Сыны российские оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, стреляли по храмам и кремлевским святыням, избивали священников Твоих!» – слышится тихое веяние словес Божиих: «Еще семь тысяч мужей не преклонили колен пред современным Ваалом и не изменили Богу Истинному».

Как же болело за Россию, за народ его сердце! В стране творились невиданные злодеяния. Власть расстреливала, морила, уничтожала русский народ. И прежде всего – его пастырей.

В 1919 году по стране разослали распоряжение о вскрытии мощей святых. Это надругательство приводило к волнениям среди верующих. В Звенигороде при вскрытии мощей преподобного Саввы Сторожевского пролилась кровь.

Большевики устроили показательный процесс против бывшего прокурора Святейшего Синода А. Д. Самарина и других деятелей Церкви. Верховный прокурор громил обвиняемых. Грозил:

-Дело патриарха Тихона у меня в портфеле!

Каждый день приносил Святейшему новые беды. В 1922 году его вызвали в суд в качестве свидетеля. Пятьдесят пастырей судили за то, что они «сопротивлялись» изъятию священных предметов из храмов. Причем власти отказывались принимать деньги вместо святынь!

Очевидец вспоминал: «Когда в дверях зала показалась величавая фигура в черном облачении, сопровождаемая двумя конвоирами, все невольно встали, не только подсудимые, защитники и первые ряды публики, но и весь народ, сверху донизу переполнивший громадный зал Политехнического музея. Все головы низко склонились в глубоком, почтительном поклоне. Святейший Патриарх спокойно-величаво осенил крестом подсудимых и, повернувшись к судьям, прямой, величественно-строгий, опершись на посох, стал ждать допроса».

Обвинитель кричал о том, что это Патриарх призывал не отдавать большевикам церковные ценности.

-А вот этот призыв будет стоить жизни вашим покорным рабам! – и председатель картинным жестом указал на скамьи подсудимых.

Благостно-любящим взором окинул старец служителей алтаря и ясно и твердо сказал:

-Я всегда говорил и продолжаю говорить как следственной власти, так и всему народу, что во всем виноват я один, а это лишь моя Христова армия, послушно исполняющая веления посланного ей Богом главы. Но, если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – тут голос Патриарха возвысился, стал слышен во всех углах громадного зала, и сам он как будто вырос, когда, обращаясь к подсудимым, поднял руку и благословил их, громко и отчетливо произнося, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».

Приговор был вынесен на рассвете 25 апреля 1922 года. Восемнадцать человек – расстрелять, остальных – в лагерь на разные сроки.

«Было уже светло. Солнце всходило, когда раскрылись тяжелые двери суда и приговоренные «смертники», окруженные лесом штыков, показались на площади… Шли с непокрытыми головами, со скрещенными на груди руками, со взором, поднятым высоко к синевшему небу, туда, где ждет их благостный Искупитель мира, где все прощено, все забыто, где нет ни страданий, ни зла… И громко-ликующе лилась их песнь: «Христос воскресе!»

Восторженно бросился к ним народ: «Воистину воскресе!» Им целовали руки, полы одежды. Растерявшаяся стража прикладами отгоняла толпу…»

Но и сам Патриарх не избежал ареста. Сначала «домашнего» - его заточили в Донском монастыре. А потом и тюремного. Он искал возможности выйти на свободу, потому что церковный корабль раскачивали страшные бури. Произошел раскол.

9 мая 1923 года. Обновленцы провели «собор» в храме Христа Спасителя. Большевики им в этом поспособствовали. «Собор» заклеймил Патриарха «как вождя(!) и знамя всех противников советской власти». Газеты сообщали, что это постановление предъявлено Патриарху. И тот даже расписался на нем! Но они скрыли, что Святейший написал на этой бумажке: «Незаконно. Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России».

В конце июня 1823 года его выпустили из тюрьмы. «Многотысячная толпа задолго залила всю площадь около тюрьмы. Вдали стоял экипаж. Большой отряд чекистов образовал коридор от ворот тюрьмы к экипажу, разделив толпу на две части.

После долгого ожидания раскрылись ворота и показался Патриарх. Длинные всклокоченные седые волосы, спутанная борода, глубоко впавшие глаза на осунувшемся лице, ветхая солдатская шинель, надетая на голое тело. Патриарх был бос.

Потрясенная многотысячная толпа, как один человек, опустилась на колена и пала ниц. Медленно шел Патриарх к экипажу, обеими руками благословляя толпу, и слезы катились по его измученному лицу. И такова была сила момента, что даже головы опричников на мгновение опустились благоговейно перед страдальцем».

Скончался Патриарх в больнице, ночью 7 апреля 1925 года. На Благовещение. Похоже, он знал о времени своего отхода к Господу. Спросил:
-Который час?

-Без четверти двенадцать, - ответили ему.

-Ну, слава Богу! – и начал креститься: «Слава Тебе, Господи!» Занес руку для крестного знамения в третий раз – и она упала.

Большевики хотели сделать похороны Патриарха тихими и незаметными. Но проститься с ним в Донской монастырь, тогда стоявший на окраине Москвы, пришли тысячи людей.

7 апреля – преставление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси