Откровения

ПУТЕШЕСТВИЕ К ФЛАВИАНУ, ИЛИ ИСТОРИЯ БЕЗ КОНЦА

До протоиерея Александра Торика, автора двухтомника «Флавиан» и повести «Димон», добраться непросто. Живет он в селе Новосергиевском. Прямо напротив храма преподобного Сергия Радонежского, который в начале 90-х восстанавливал из полной разрухи.


А ехать надо из Москвы до Ногинска, пересаживаться на местный автобус. Потом от остановки идти пешком мимо леса и поля.

По дороге мне казалось, что еду я к самому иеромонаху Флавиану. Как и герой книги Алексей, от лица которого ведется повествование.

Вы читали эту книжку? Чуть-чуть напомню сюжет. В Москве в обувном магазине встречаются два однокурсника, которые не виделись много лет. Первый – Алексей стал деловым человеком с приличными деньгами, но без мыслей о Боге. А второй – иеромонахом Флавианом. Огромным, «слоноподобным» попом в длинной черной  одежде, с улыбающимися умными глазами. Служащим где-то за тридевять земель.

И так резко вдруг надломилась жизнь Алексея, что поехал он по бездорожью на встречу со священником. И рядом с ним очень скоро стал верующим человеком. О том, как это происходило, как воскресала душа Алексея, подробно рассказал в своих книжках протоиерей Александр Торик.

А вот и его дом с зелеными ставнями. Первым обратил на меня внимание пес-дворняга, похожий на лисичку.

-Какой же ты красивый! – ахнула я.

И он засмущался. Опустил голову, стал ходить туда сюда, помахивая пушистым хвостом. А ко мне уже шли две кошки, явно рассчитывавшие на комплимент.

-Они все уже старые, прибились к нам двенадцать лет назад, - объяснил отец Александр. По комплекции он сильно уступал Флавинану.

-Но я к нему стремлюсь! – пошутил батюшка.

И пригласил меня в свой «архондарик». На Афоне так называется домик для приема посетителей. А у отца Александра – достаточно вместительный дом с большой трапезной и специальным кабинетом, где он исповедует духовных чад.

-Уже вышло две книги про Флавиана, - начала я нашу беседу. Мне кажется, эта история не имеет конца. У меня даже возникло несколько тем для продолжения.

Отец Александр засмеялся:
-Не только у вас! Мне уже накидали много идей. Хотя пока я уверен: вот сейчас третью часть допишу – и все! С Флавианом будет закончено!
-Значит, третья часть в работе. Но почему вы хотите так жестоко обойтись со своим героем? Он читателей не утомил.
-Когда я написал первую книгу, то уже понял: Флавиан – это формат. Как Шерлок Холмс и доктор Ватсон у Конан Дойля. Сюда можно вставить все, что угодно. Излагать самые разные идеи, мысли.
-Действительно так.
-Мне хотелось многое включить в книгу. Но она как-то сама собой писалась. Я только нажимал кнопки на ноутбуке. И мне казалось, будто я тоже читатель: «Интересно, а что дальше будет?» И скорее писал, чтобы это узнать.
А когда стало понятно, что в повесть не войдет все, что хочется, пришлось написать вторую книгу. И вот тут меня сильно «зацепил» Афон.
-Вы туда ездили?
-Уже восемь раз. Сейчас опять собираюсь. Основная часть людей, побывавших там, становятся «афонитами». И без Афона уже не могут жить. Им надо снова туда возвращаться, чтобы вдохнуть глоток воздуха – и тогда можно жить дальше.
Сыновья мои съездили на Афон раньше меня.
-Они уже взрослые?
-Да, старший служит настоятелем сельского храма в Домодедовском районе. А младший – диакон. Есть у нас с матушкой еще и дочка – средняя.
Мы тогда должны были ехать на Афон вместе, но я заболел. И когда сыновья вернулись, стал спрашивать их о впечатлениях. Старший ответил: «Здесь у нас плод молитвы надо как из-под земли выкапывать (много трудов приложить!). А там молитва в воздухе разлита, ею дышишь. Легкие открыл – и она вошла в тебя».
-С вами было так же?
-Да, на Афоне поразительно сильно ощущаешь молитву именно как процесс Богообщения – в благодати, любви. Здесь у нас все то же. И благодати мы, наверное, получаем не меньше. Но ощущения несравнимы.
-Это было видно во втором «Флавиане».
-И в третьем я тоже сейчас пытаюсь отразить опыт афонской монашеской жизни и атмосферу околоафонской среды
-Помнится, в конце второй книги на Афон ушел один из ваших героев – бывший спецназовец Игорь.
-И он теперь активное действующее лицо в третьей части книги.
-А как вообще появился «Флавиан»?
-Я начал писать его вскоре после того, как в 2002 году получил инвалидность.
-Вы ведь очень много болели. И в аварию попадали. И онкологическую операцию перенесли.
-В тот момент я как раз только что вышел из больницы (лежал там уже по 2-3 раза в год). И меня  хотели перевести поближе к Москве – в Одинцово. Но я даже представить себе не мог, что начну новую жизнь. И подал прошение о выходе за штат.
-Почему так резко?
-Когда ты являешься штатным клириком городского храма, то тебя включают в график служений. На тебя рассчитывают. А с моим здоровьем нет гарантии, что я не упаду внезапно с тонометром на руке и не буду лежать несколько дней. Мне проще где-то помогать внештатно. Приехал – хорошо, не приехал – тоже ничего страшного: никого не подвел.
Тогда с меня свалилась вся административно-хозяйственная работа. Этот хомут мне страшно надоел. Десять с половиной лет я был настоятелем храма. Мой старший сын – тоже настоятель сельского прихода. И он с этим справляется. Значит, хоругвь ему в руки – и Божией помощи! А у меня нет хозяйственных способностей. Я больше творческий человек. Мне проще написать статью, сделать радиопередачу, провести занятие в воскресной школе.
-И теперь писательский труд стал для вас главным?
-Было бы ошибкой воспринимать меня как писателя. Я прежде всего практикующий священник, несмотря на то, что заштатный. В 1996 году написал брошюрку «Воцерковление» (сейчас выйдет ее очередное, расширенное переиздание, - не помню, какое по счету).
В 90-х годах в Церковь приходило очень много народу. И я посчитал: для того, чтобы человеку дать основные понятия о Боге, церковной, духовной жизни, мне надо беседовать с ним три с половиной часа.
-Немало.
-Это было физически невозможно. Вот я и написал эту брошюрочку. За свои деньги издал – и всем новоприходящим раздавал. Говорил: «Прочитай! После этого придешь, и мы будем уже на одном языке разговаривать дальше».
-Интересно, почему на первом издании «Флавиана» вы тоже поставили подзаголовок «Воцерковление»?
-Когда я написал книгу, то распечатал на принтере несколько экземпляров и дал почитать своим духовным чадам. И одна из них сказала: «Батюшка, ну и хитрый же ты поп! Сладенько намазал, чтобы интересно читалось. А внутри-то там – твое «Воцерковление»!»
Идея первого «Флавиана» именно такой и была. Он построен, как детская пирамидка: внутри стержень – это линия главного героя Алексея. А на нее, как колечки, нанизаны маленькие истории. И каждая из них имеет душеполезное свойство.
-Хорошо.
-Помню, уже было написано несколько глав книги. Но меня мучили сомнения: а правильно ли я сделал, что выбрал форму художественной повести? С матушкой об этом разговаривал. Она тоже сомневалась: может, надо как-то по-другому?
И тут вышли «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской. Я пришел в восторг от этой книжки. Задумался о том, что надо начинать спасаться.
-Вместо литературных трудов?
-Ну да! Я тогда подумал: «Господи, если в Раю хотя бы так хорошо, как тут описано, то я туда хочу! А если в аду хотя бы так плохо, то я туда очень не хочу!»
Вознесенская меня утвердила в том, что именно так сейчас и надо писать – захватывающе интересно и информационно насыщенно. Я ее первую книжку пачками закупал в издательстве, раздавал духовным чадам вместе с «Воцерковлением».
-А что советовали читать вначале?
-Вознесенскую. И получилось, что я как практикующий священник сделал себе инструмент, облегчающий мою работу.
-Инструмент получился удачный. Я дала почитать вашу книгу подруге на пару дней. Через месяц спросила, почему она книжку до сих пор не прочитала. И услышала в ответ: «А мне что-то не хочется тебе ее возвращать». Пришлось дарить, чтобы не вводить человека в грех. И не только ей одной.
-Причем все эти маленькие истории, даже самые фантастические, реально происходили.
-Кроме одной, наверное? В книге рассказывается, как покойник ночью ушел из морга, постучался в дом священника и попросился на исповедь.
-Вот и в Издательском Совете засомневались. В рецензии отметили: уж больно фантастично. Но это абсолютно реальный случай.
-Где же он произошел?
-В Николо-Угрешском монастыре. Там действительно рядом расположены больница, за ней монастырь и кладбище…
Все три книги о Флавиане – разные. Первая – как открытие: «Бог есть, ура! Как же это здорово!» Вторая – о том, как дальше жить в Церкви, соотносить свою жизнь с верой.
А третий «Флавиан» – уже следующая ступенька духовного роста. И Афон здесь очень кстати оказался. Но в повести говорится не только о нем. Там затрагиваются проблемы внутрицерковной, монастырской жизни. Скажем, книга эта не елейная. В ней есть и «страшилки».
-В «Флавиане» собран ваш опыт?
-Не только мой, но и многих других священников, с которыми мне приходилось общаться.
-А если вдруг вы начнете писать четвертого «Флавиана», какая тема там будет?
-Думаю, тема детей.

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ

PS. Пока верстался номер, отец Александр Торик дописал третьего «Флавиана»!