Интервью

ТЕРПЕТЬ ИЛИ ПЕРЕТЕРПЕТЬ?

-Уж очень трудно все терпеть! – как-то вырвалось у меня.
-А вы знаете, что не все надо терпеть? – спросил вдруг протоиерей Алексий ПОТОКИН.
-Вот как? Тогда расскажите, пожалуйста, о терпении.
-Мы думаем, что терпение – это переживание каких-то невыносимых, болезненных обстоятельств, которые надо переждать, – сказал батюшка. – Лучше – побыстрее.
-Перетерпеть.
-А оно является частью духовной жизни человека. О нем говорится в Евангелии и посланиях апостолов.
Господь призывает нас не к пассивности, а к активности. Вот, допустим, живет рядом человек, который меня мучает ложью, неправдой. Евангелие решительно указывает: приди и обличи его. Другой человек сам мучается от болезни. Евангелие показывает: Христос больных исцелял. И Церковь восприняла это: мы молимся о здравии.
-Проявляем активность.
-Можно, конечно, выбрать иной принцип: что есть – то и принимай. Тогда останется просить только одного: «Господи, дай болезней и терпения!»
-Это мало кому по силам.
-Христос сказал про любой вид деятельности (в том числе терпение): «кто не собирает со Мною, тот расточает» (от Матфея. 12. 30).Терпение вместе с Ним – созидает. Терпение без Него – ожесточает, надламывает и, в конце концов, убивает душу.
Нужно ли терпеть Христу, Всеблагому Богу?
-Нужно. Нас.
-А зачем мы Ему нужны?
-Любит.
-Да! Самому по Себе Ему терпеть нечего. У Него ничего не болит. Он делится Своим здоровьем, исцеляет прикосновением к Себе. А терпел он не какие-то невзгоды. Их тоже не было, Он сквозь стены проходил, Его не могло коснуться зло. Но Он захотел соединиться с людьми – и мучился нашей болью. Терпел наше.
-Не нас?
-Нет, нашу невозможность жить. Ему каждый человек мил и дорог. Иначе не понятно, что значит – любить. В любви нет страдания. И Христос не путает человека с его болезнью. Он радуется каждому – и входит в его положение, зная, что немощь наша – от греха.
Например, во время Крещения Господь вошел в воды Иорданские. Люди тоже входили в них, чтобы омыть свои грехи. А Он взял эти грехи на Себя. Христос совершал поступки, похожие на наши. А смысл их – противоположен.
-Всегда?
-Да. Мы умираем и сеем смерть – Он исцеляет, мы грешим – Он прощает (прощение только от Него!).
Христос прожил всю человеческую жизнь. И, если у нас нет сил, мы просим: «Господи, будь со мной!» И Он восполняет то, что мы не доделали – Своим постом, Своей жизнью, трудом, любовью.
Спаситель терпит, неся немощи людей. Высшее проявление Его терпения было на Кресте. И это терпение – осмысленное, оно для того, чтобы дать жизнь грешникам, мертвецам, чтобы нас воскресить.
-Терпение – ради жизни?
-Да. Мы же мертвы. Каждый из нас в этом убеждается – рано или поздно. И Бог разделяет с нами смерть, умирает вместе с нами. Человек, переживший это, уже причастен воскресению
И такое терпение завещано нам. Не пережидание обстоятельств, а именно терпение – ради жизни. С убежденностью: это наш настоящий труд, благодаря которому все будет меняться.
-Из чего этот труд состоит?
-Тут есть два момента. Первый: грешник бежит от света. И терпение помогает нам стоять перед Светом, перед Словом, Которое нас милует, прощает, дает надежду, но и испепеляет огнем Своей правды.
Второй момент: исповедание перед добром собственной немощи, которая не желаниет его видеть, слышать, противостоит ему. Эти две части соединены – и позволяют нам терпеть не с надрывом, а трудиться по утверждению жизни – в себе и вокруг. Поэтому Христос и сказал: «Терпением вашим стяжите души ваши» (от Луки. 21. 19).
-«Стяжите» – то есть приобретите. Что это значит?
-В терпении созидается наша душа. Апостол Иаков в первых строках своего послания говорит примерно так: радуйтесь, ибо вам предстоят многие скорби, которые нужно перенести с терпением. Они должны привести вас к совершенству (см. 1. 2-4). Во всем.
Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: « от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда», которая  не посрамляет, потому что исполнена Духом Святым (см. 5. 3-5).
Есть еще в апостольских посланиях похожие места. Все они – об одном: терпение нужно только там, где есть несовершенство. Когда-нибудь его не будет. А там, где оно есть, требуется мудрость.
-Мудрость рождается в терпении?
-Конечно. Потому оно и приводит к опытности, а опытность – к надежде. Мудрый человек начинает разделять, где он может и должен сопротивляться, где нужно действовать, а где – понять себя и отступить. Мы ведь часто находимся в ложном представлении о себе.
Терпение фактически призывает нас принять весь мир. Мы от мира бежим. Там, где не можем убежать, стараемся терпеть. А Господь призывает нас принять себя и всех вокруг.
-Каким образом?
-Вместе с Ним. Если я это взвалю на свои хрупкие плечи, то сломаюсь. Но, Господи, Ты-то всех принял!
Как уяснить веру? Терпением. Как ее запомнить сердцем?
-Тоже терпением?
-Безусловно. А как у нас откроются глаза, чтобы отличить подлинное – от фальшивого?
-Неужели через терпение?
-Да, оно испытывает все. Терпение – это невидимый труд сердца, который учится различать добро и зло, понимать слова Божии, их смысл. Вот мы читаем Евангелие – и воспринимаем слова Христа, как можем. А потерпим – и увидим иные глубины.
У нас очень крепкий навык быть одинокими. Поэтому мы собираемся терпеть – на износ. Вместо того чтобы терпеть вместе с Богом, в Его присутствии.
А с Ним терпение – совсем не тяжело. Исполняются слова Господа: «иго Мое благо и бремя Мое легко» (от Матфея. 11. 30). Ты входишь в труд воскресения. Здесь строится и утверждается завтрашний день. Как этому не радоваться?
-Согласна.
-Может быть, в будущем люди так разленятся, что роботы будут возить их на кроватях. Но на ногах-то лучше! А ноги надо тренировать, разрабатывать, они должны уставать.
Наркотики так подавляют человека, что он не переживает, не несет трудности. Но как же хорошо трудиться! Вся жизнь – тебя касается. Вся она – не устроена. И ты этого неустройства не пугаешься, не бежишь.
И опять же один человек этого не понесет. Но Ты, Господи, победил меня, мою смертность, слабость, я это знаю. И страх уходит из жизни.
-Удивительно.
-Вот я терплю немощи близкого человека. Кажется, при этом истощаются силы – мои и его. Но вдруг он начинает верить в себя. Потому что терплю не просто так, а вижу в нем Божию искру. И то, что мучило его и меня, проходит, оказывается мелочью. Он просто говорит «прости» – и оно уходит. Значит, стоило терпеть?
-Несомненно.
-А кого нам надо терпеть в первую очередь?
-Мне кажется, себя.
-Верно. Христу это было не нужно. А мы от себя устаем. И, наконец, задумываемся: «Господи, а как же другие от меня устали!»
-Интересный поворот!
-Но я никогда не слышал, чтобы люди благодарили друг друга за то, что их потерпели. Приняли, ожидали, надеялись.
-А в старину это было принято!
-Иногда мы живем – душа в душу. Но, если забудем, что нам нужно еще и терпеть друг друга, обязательно разбежимся. Придет обида, разделение.
-Почему?
-Необходимо сознательно принимать болезнь другого человека. Жили-жили с ним – и вдруг у него инсульт. Понятно, что надо за ним ухаживать, пока он парализован.
-Конечно.
-А если парализована душа? Почему это не понятно?
-Не знаю. Возникает раздражение, агрессия.
-Потому что потеряно зрячее отношение: у него душа связана, воли нет. Так давай, ходи за ней пока! Такое терпение рождает не вражду и стычки, а поиск, где еще можно помочь.
Нам и добро тоже приходится терпеть. Допустим, душа хотела молиться. Начала – и исчерпала себя. А ты потерпи, побудь на молитве. Или хочется скрыться с Божиих глаз. Снова потерпи, побудь перед Его глазами. Или не хочется надежды, хочется все узлы разрубить. А вот потерпи! И все уйдет само по себе, станет легким.
-Но вы говорили, что не все надо терпеть.
-Если у вас болит голова, сердце, не терпите, примите лекарство. Нужно давать место жизни там, где можно. Терпение показывает границу: здесь живи, а здесь трудись, чтобы мертвое ожило.
А вот иное: у кого-то тоненькие «ножки», которые выдерживают только десять килограммов. Ну, так пусть не берет сто! Терпит свое. Господь сказал: «Возьми свой крест».
-Но как понять, беру я лишнее или нет?
-Опытно. У апостола Иакова в послании дальше сказано: если нет мудрости, проси ее у Бога (см. 1. 5-6). Терпение должно быть зрячим, живым.
А туда, где мертво, не лезь: «Господи, я пока слеп!» Ну, зачем выполнять указания, которых ты не понял? А мы легко это делаем. Иногда, между прочим, чтобы доказать самим себе: жить по вере вроде бы невозможно.
-Обычная уловка, опробованная.
-Или, положим, человек пользуется вашей добротой, симпатией желанием помочь. И просто эксплуатирует вас. Вы не имеете права ему помогать, потому что развращаете его. Тут нужно другое терпение: ждать, когда он проснется, сам захочет жить, отложит лукавство, коварство.
Терпение направлено на благо. Я понимаю, что моими силами невозможно исцелить ни меня самого, ни ближнего. Но исцеления совершаются. Богу возможно все.
-И всегда.
-Терпение духовно. Оно стоит над временем. Господь говорит: «Претерпевший до конца спасен будет» (от Матфея. 24. 13). И я терплю наши отношения, потому что хочу встречи с вами в Вечности – и чтобы нам там не грызть друг друга.
Но терпение может быть глупым. Например, глупо думать: «Потерплю – и обстоятельства устроятся, все будет хорошо».
-А умно – как?
-«Потерплю – и моя душа воскреснет. Научится любить, прощать, принимать милость, радоваться другим. Почувствует необходимость в людях».
Терпение напрямую подводит к молитве. Обычно наша молитва – как пустой вопль. А это все время – вопрошание к тому, что есть и будет. Оно приводит к нам Бога.
Мы часто думаем, что Господь должен выполнять все, что нам хочется. Совсем нет. Бог свободен. Мы не можем Им распоряжаться. Для нас важно простое знание: Он есть.
-И Он рядом.
-Существуют условия жизни, которые мы принимаем как некую необходимость. Не устраиваем бунты, революции. Терпим. Но знаем, какой должна быть жизнь, какой ее предложил нам Бог. И у нас есть желание такой жизни – некрикливое, не воинственное.
Господь говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (от Луки. 12. 49), «не мир пришел Я принести, но меч» (от Матфея. 10. 34).
Значит, нельзя смириться со злом, привыкать жить с ним, принимать его как нечто очищающее (хотя принять как крест – можно). Это глупое терпение, которое делает человека бессмысленным, не рассуждающим, ничего не понимающим. Просто убивает.
Нас Бог высоко поставил, дал перстень на руку, власть быть Его сынами. И человек должен быть достоин этого сыновства. Поначалу – внутренне. А потом, глядишь, и обстановка вокруг нас будет меняться.
Она же на земле и вокруг Христа менялась. Хотя не стала елейной. Все равно люди убивали, предавали друг друга. Так будет до конца мира. Но с Богом прожить можно. Тьма не способна объять свет.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ