Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем говорить об искушении Христа в пустыне (от Луки. 4. 1-13). И в прошлый раз убедились: сосредоточенная, свободная жизнь немыслима в рабстве. И Господь разрушает власть пустыни над нами.

Поэтому, когда мы входим в пост, нам, пусть не сразу, но все-таки хочется сказать: «Господи, я хочу побыть с Тобой, с Твоей жизнью, словами. Дойти до Страстной Седмицы – и узнать, где нахожусь я во время Твоих страданий» (чтобы не было иллюзий, будто все мы идем на Голгофу – спасаться).

Какой большой соблазн был для Христа: сделать эти камни – и наши сердца тоже – послушными! Но Он оставляет нас свободными, верит в нас: камень может проснуться, заплакать, сказать: «Я хочу быть живым хлебом! Потому я и камень, что одинок. Не хочу оставаться один. Во мне есть Другой. Я сам это место опустошил, Его выгнал. Прежде всего – из себя. И хочу Его вернуть, сделать значимым для меня!»

Эта заповедь – откровение новой жизни. Мы ведь привыкли жить успехами, вехами, свершениями, мечтать, чтобы наша молитва горы передвигала, мертвых воскрешала. Творила чудеса.

А человеку нужно совсем другое: чтобы у него появилась жажда вечной жизни и возник вопрос – есть она или нет. Пробудилось внимание, уважение к ней. И это уже будет настоящим чудом: «Господи, ты посетил меня!» Почему чудом? Да потому, что трудно заметить, что живешь в пустыне.

Из общения со многими людьми видно, что большинство убеждено: человек – это носитель добра. Ему только надо напрячься, изловчиться особым образом – и все получится.

И Есенин как-то сказал: «Счастье – это ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны». Получается, стань ловким – и удача приблизится к тебе.

Но это не так. Нам все-таки надо знать: земной хлеб нужен только для поддержания нашего тела. Он не может стать целью. Его нельзя поставить во главу угла. Ему нельзя служить, делать его идолом.

Даже если у нас еще нет опыта, то пусть будет хотя бы доверие к тому, что есть иная пища – слово, исходящее из уст Божиих. Без нее все мы – нищие. Нам нужны другие люди, причем, любые – хорошие или плохие. С ними можно жить.

Мы так устроены, что живем во взаимности. Господь сотворил Адама и сказал: «Нехорошо человеку одному». А слово «нехорошо» в устах Бога значит – неполно, страдательно.

Евангелие постоянно напоминает нам: Бог – это не громы с невидимых небес, а ближний человек, который рядом. Через него говорит Господь. И это он приемлет от тебя все так, как Бог приемлет.

Вспомните утверждение Христа: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне» (от Матфея. 25. 40).

Это слово, исходящее из уст Божиих, объединяет всех нас. Всех людей вообще. И если мне в этой жизни не интересен хотя бы один человек, значит, мне неинтересен Бог и Его слово.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)