Святой

БАНОЧКА ВАРЕНЬЯ – ОТ ГОРЕСТИ

Первый великий оптинский старец Лев (Леонид) говорил о своем ученике и сотаиннике:
-Макарий свят.

Выглядел отец Макарий так: «Старец среднего роста, весь седой, одет летом в мухояровую поношенную ряску и башмаки, зимой – в весьма поношенную, крытую темно-зеленым драдедамом шубку, с костылем в одной и четками в другой руке. Лицо – ничем не поражающее с первого взгляда, вовсе не красивое… даже несколько неправильное… с печалью постоянного углубления в себя, следовательно, на вид более строгое, нежели ласковое. Но такова сила благодати, что лицо это… сияло какою-то неземною красотою… Вообще в нем было редкое соединение детской простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».

Это из воспоминаний архимандрита Леонида (Кавелина), наместника Троице-Сергиевой Лавры. Ученика отца Макария.

Вот так и ходил старец с костылем. Увидит другого своего ученика – молодого еще отца Амвросия, окруженного народом. Погрозит ему палкой (строгие монахи были не чужды теплого, доброго юмора):
-Будешь ты помнить это время! – И добавит: – Посмотрите-ка, посмотрите-ка! Амвросий у меня хлеб отнимает, хлеб отнимает!

И, правда, всю жизнь вспоминал потом преподобный Амвросий то время – при любимом старце.
-Иду однажды по скиту, – рассказывал он, – а навстречу батюшка Макарий. Где-то он взял крошечную баночку варенья – вышиной не больше вершка. И, подавая ее мне, говорит: «На-ко, на-ко тебе для услаждения гортани от горести, ею же сопротивник напои».

Спросил однажды старец Макарий отца Амвросия:
-Угадай, кто получил свое спасение без бед и скорбей?

Отец Амвросий понял, что речь идет о нем самом. Отец Макарий учился Иисусовой молитве, как сам вспоминал, без руководства и преждевременно. Это едва не повредило ему. А ученики старца проходили молитву под его руководством – «без скорбей».

При старце Макарии в Оптиной вышло шестнадцать книг святых отцов. Это очень много. Один из участников редакционного коллектива писал: «Кто из внимающих себе не отдал бы нескольких лет жизни, чтобы слышать то, что слышали уши наши: это объяснения старца Макария на такие места писаний отеческих, о которых, не будь этих занятий, никто из нас не посмел бы и вопросить его; а если бы и дерзнул на сие, то несомненно получил бы смиренный ответ: «Я не знаю сего, это не моей меры; может быть, ты достиг ее, а я знаю лишь: даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения! Очисти сердце, и тогда поймешь».

Преподобный Амвросий сильно болел. Утомленный, он отдыхал. А батюшка Макарий начинал его ругать:
-Амвросий, Амвросий! Что ничего не делаешь?

Ему кто-нибудь объяснял:
-Батюшка, да он же болен.

-А я разве хуже тебя знаю? Но ведь выговоры и замечания монаху – это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души. А без сего монах заржавеет.

Он даже отца Амвросия из своей кельи выгонял. Прилюдно. Тоже смирял.

Что же это за важнейшее качество для человека – смирение? Преподобный Макарий в одном письме объяснял это так:
«…вы должны иметь в памяти заповеди Божии и смирение; и, хотя и не можете подняться на высоту добродетелей, старайтесь не нисходить в бездну пороков: всегдашние, хотя и малые проступки очищайте непрестанным покаянием и смирением, мысленно считая себя последнейшим из всех. Смирение одно сохранит вас от всех сетей и козней вражиих. А, как я вижу, вы при недостатке ваших исправлений в добродетели, скорбя, порабощаетесь смущением и лишаетесь спокойствия, а это знак самолюбия и гордости».

Предсмертная болезнь великого старца была очень тяжелой. Его терпение поражало окружающих. Рядом с наставником был его любимый ученик преподобный Амвросий Оптинский. По просьбе батюшки отец Амвросий читал ему вслух святых отцов.

-Прочитал я ему как-то одну статью, – вспоминал преподобный, – а он, обратившись ко мне, сказал: «Вот как, брат, люди-то жили. А мы что с тобой? Живем, очертя голову».

Даже на смертном одре отец Макарий и сам смирялся, и ученика смирял.

20 сентября – 150 лет со дня преставления преподобного Макария Оптинского