ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20). Об этой заповеди мы продолжаем говорить.

Евангелие открывает нам: произошло чудо. Воскресший Христос оставил на земле Церковь — людей, которые приняли милость от Него и могут, благодаря этому, жалеть плохих и злых. Правда, позже такое понимание растворилось, приглушилось. Дух верующих стал иным. Почему-то любой православный делит людей на хороших и плохих. А рядом с Христом были и находятся грешники!

Мы слышим великое пророчество Спасителя: «ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». Не прейдёт — значит, не исчезнет, не пропадёт. В Вечности всё есть. Но мы живём во времени — и в нём существуют как бы срезы, части Вечности. Время будет собрано от начала до конца — и потому оно упразднится.

Земля ещё постоит до полного преображения. Один из признаков этого — то, что многое из обещанного Христом не исполнилось и должно быть пережито нами до кончины мира.

Конечно, есть и другие признаки того, что жизнь здесь не исчерпана. Главный из них такой: пока остаётся на земле хоть одна душа, ищущая Жизни, покаяния, Бог может ради неё сохранить не только город, но и все народы. Это известно даже из Ветхого Завета — жёсткого и строгого, ведь он был под законом, а не под благодатью, как мы теперь у Христа.

Не количество зла определяет продолжительность жизни на земле, а желание самой жизни, возврата к ней — у нас, грешников. Бог, безусловно, подарит жизнь нуждающимся. Но человек, ждущий конца света, погружённый в собирание его признаков, тем самым свидетельствует: она ему не нужна. Не нужны люди, птицы, звери. И вера тоже. Зачем ему жизнь, если скоро всё исчезнет, обессмыслится?

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном». Эти слова не так просты, как кажется.

Помните, о ком говорил Христос, что он малейшим наречётся в Царстве Небесном? Про Иоанна Предтечу. Хорошо ли назваться малейшим в Небесном Царстве? Конечно! Человек может нарушить заповеди, но, если признает это, всё равно войдёт в него.

Почему-то теперь грубо понимают притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18. 1-14). Мытаря представляют «положительным» героем, а фарисея — «отрицательным». Но в Евангелии этого нет. Мытарь ушёл из храма более оправданным. Но и малое оправдание — тоже очень много. Нашёлся бы сейчас на земле человек, который почувствовал бы, что он даже чуть-чуть оправдан Богом Вседержителем, — и многим стало бы намного теплее. И, может быть, наша вера была бы другой — живой.

Спаситель пришёл в наш мир, спустился в ад наших душ — и всюду принёс с Собой Царство Небесное.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий