ТАИНСТВЕННОЕ БЛАГОВЕСТИЕ

Константин Крыжановский. Русская весна

Церковное предание рассказывает: в день Благовещения Пречистая Дева Мария была в саду. Она читала книгу пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и наречёт Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14).

Пресвятая подумала, что хотела бы быть служанкой этой Девы. И тут перед Ней появился Архангел Гавриил. Он принёс Благую весть:

— Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Дева смутилась и «размышляла, что бы это было за приветствие». Читать далее ТАИНСТВЕННОЕ БЛАГОВЕСТИЕ

ОТ ОДНОГО СЛОВА ХРИСТА

На грани Страстных дней в образе Лазаря и его воскрешения нам является радостная надежда: Господь крепче смерти. Он победил её…

Мы слышим слово Христа, обращённое к сестре Лазаря — Марфе:

— Воскреснет брат твой.

И Марфа ответила:

— Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Читать далее ОТ ОДНОГО СЛОВА ХРИСТА

ПСАЛОМ ШЕСТИДЕСЯТЫЙ


У этого псалма такое название: В конец, в песнех, Давиду псалом 60 (1). Из души царя и пророка Давида в песнех излился гимн Творцу и Создателю. Исполнять его полагалось в конце Богослужения — в конец.

Святитель Василий Великий считал: шестидесятый псалом полезно читать при унынии, печали, скорби, когда душа находится в тисках и не может освободиться. В таком состоянии надо усиленно, постоянно молиться, каяться в грехах.

Давид обращается к Господу и просит: Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей (2). Моление — это молитва, которая никогда не прекращается, продолжается изо дня в день, от часа к часу. Когда наступали времена испытаний, Церковь Божия призывала народ на общее моление к Господу. Читать далее ПСАЛОМ ШЕСТИДЕСЯТЫЙ

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ, МОЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ

Отец Георгий среди прихожан. 1990-е годы

ТАЙНА

Казалось, храм открывал свою душу отцу Георгию — в ответ на его любовь.

— Какие здесь стены намоленные, — сказал мне однажды батюшка. — Хочется прижаться к ним и целовать их.

После этого я иногда украдкой прижималась к стене. И чувствовала покой, тишину.

Великим постом храм становился особенно таинственным. Входишь — и замираешь в полумраке. В центре стоит аналой, на нём икона Спасителя в терновом венце. Слева — большое Распятие. На него наброшен тёмно-фиолетовый убрус — полотенце. Читать далее ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ, МОЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ

ГЛУПОСТЬ И МУДРОСТЬ

Ефим Ефимович Волков. Весна

Большевики устроили митинг. Согнали на него весь небольшой городок. Людям внушали, что Бога нет.

— Вот я сейчас плюну в небо — и ничего не будет! — в запале говорил оратор. Читать далее ГЛУПОСТЬ И МУДРОСТЬ

ПУТЬ К ТОРЖЕСТВУ ЖИЗНИ

Илья Семёнович Остроухов. Ранняя весна

— Мы живём невнимательно и не всегда успеваем собраться в короткие дни Великого поста, — говорил протоиерей Георгий Бреев.

Меня тогда удивили его слова. Великий пост — самый длинный. Но бег времени убыстряется. Дни становятся всё короче, собраться — всё труднее, а увидеть себя — почти невозможно из-за привычки к невнимательности.

К добру прилепляйтесь, от зла отгребайтесь! Святые отцы так определили суть поста. Но прилепиться к добру можно только через покаяние. А покаяние невозможно, если человек себя не видит. Читать далее ПУТЬ К ТОРЖЕСТВУ ЖИЗНИ

ЕСТЬ ЛИ В ПИЩЕ ГРЕХ?

Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание (не то, чтобы быть аки рыба безгласная, но вещание в меру). Потому что, по слову Василия Великого, всякую вещь украшает мера, то есть соразмерность, которая потребна будет более всего к предлежащему Великому посту.

Пример немцев и других иностранцев ввёл в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещённого древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и непослушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и непослушании правилам Церкви. Господь же во святом Евангелии глаголет: если кто не послушает Церкви, пусть будет тебе как язычник и мытарь (см. Мф 18: 17). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Читать далее ЕСТЬ ЛИ В ПИЩЕ ГРЕХ?

ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ


Заглавие у этого псалма пространное, состоит из двух стихов: В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, (1), внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей 12 тысящ, 59 (2). Исполнять в конце, о тех, кто хочет измениться, для надписи на столбе поучение Давида, когда он сжёг междуречье Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав, и поразил Эдома в Соляной долине двенадцать тысяч. Читать далее ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ, МОЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ

Отец Георгий возле храма. 1990-е годы

— Перед Богом и обществом все люди равны, — говорил отец Георгий.

А между собой — иначе. Равны — и нет. Никогда я не могла бы допустить мысли о равенстве с отцом Георгием. Это вершина, рядом с которой Господь дал мне постоять, удивиться высоте человека и человеческого призвания.

Но при этом сохранялось какое-то особое равенство: без приниженности, лукавства. Иначе быть не могло. Батюшка твёрдо знал и исполнял:

— В туге человек ничего не может сделать. А в свободе — может. Читать далее ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ, МОЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ

ЧТО ВАЖНЕЕ?

Илья Семёнович Остроухов. Ранняя весна

На святой горе Афон есть такой обычай: тела умерших сначала предают земле, а через какое-то время выкапывают. И косточки хранят в особых помещениях.

Жили на Афоне в древности старец и ученик. Старший учил младшего, что самое главное в жизни — молитва, покаяние и уединение. Чтобы можно было, не отвлекаясь, размышлять о Боге. Читать далее ЧТО ВАЖНЕЕ?