ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20). Продолжаем размышлять над этой заповедью.

Итак, «кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном». Мы опять возвращаемся к вопросу: что такое заповедь Христа? Это возможность совместной жизни, единства с Ним. Спаситель сошёл с Небес и объясняет, как понимать единство: «Отец во Мне и Я в Нём. Я исполняю Его волю» (см. Ин. 10. 38). А в Гефсиманском саду Христос говорит: «…думаете, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26. 53). Отец исполняет волю Сына, живёт Его волей — это и называется взаимностью.

Малейшее исполнение заповедей Спасителя соединяет, роднит нас с Ним. Это не выполнение формальностей, не достижение высот, а просто совместная жизнь.

Первая заповедь Христа: «Покайтесь!» Исполнение её уже вводит нас в единство с Богом, как было с благоразумным разбойником, распятым на кресте рядом с Господом. Разбойник ничего хорошего не сделал, но эту малейшую заповедь исполнил — покаялся. И тем самым признался Христу: «В Тебе — настоящая Жизнь, и Ты страдаешь от меня и за меня!».

Разбойник помнил, что сам плевал в Него и смеялся над Ним, делал Ему больно. Но при этом понял: Христос его не отвергает, и потому попросил Господа принять его в Царствие Небесное. Спаситель разбойнику Царство Небесное вручает:

—Ныне же будешь со Мной в Раю (Лк. 23. 43).

Тот, кто покаялся не прямо перед смертью, а раньше, получает от Бога дар миловать других: что-то терпеть от них, прощать — начиная с малейшего. Прощая большое, но не прощая маленького, мы не даём осуществиться милости (малое зло быстрее разрушает большую дружбу — то есть подлинные отношения).

Оказывается, исполнение заповедей — настоящее чудо, неведомая жизнь. Но опять же почти никто не воспринимает это как неотмирное чудо, а, скорее, считает разменной монетой: Ты — мне, я — Тебе.

Зато человек, увидевший чудо, никогда не скажет: «Ну, я должен идти каяться…» Душа, которая не совсем умерла, будет искать, просить покаяния и удивляться тому, насколько она в нём нуждается, потому что закрыта от других, холодна, обременена смертностью — отчуждённостью. И в любом деле она не станет считать, что может всех людей одаривать счастьем. Но если это удастся, обязательно поблагодарит:

— Господи, Ты был со мной! Дай мне запомнить это!

Если я буду знать о себе, что не способен относиться к людям, как Христос, то и от них никогда не буду ждать ничего благородного и высокого. А все — ждут. И это приговор, свидетельство о том, как мы живём и веруем: не способны на настоящее Христово снисхождение к грешникам — и не признаём этого.

В заповеди о том, кто «великим наречётся в Царстве Небесном», раскрывается один закон Бога, обидный для завистливых людей: человеку достаточно сделать малый шаг навстречу своему Спасителю — и Он даёт ему всё. Но возьмём мы ровно столько, сколько сможем. К сожалению, не хотим брать много, нет такого желания. А если желание есть, получим всё.

Но расстраиваться не нужно. В притче о блудном сыне (Лк. 15. 11-32) как раз говорится о старшем брате, который трудился изо дня в день — и ему обидно, что Бог щедр и даёт полноту жизни блудному, который исполнил малейшую заповедь: признался, что предал отца, родство, не достоин называться сыном.

Давайте ещё раз обратим внимание: разбойник просил Спасителя: «Помяни меня (имя моё — прим.), когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 42). Фактически — нареки, назови. Бог у нас — Слово, и когда Он слово произносит, то творит им. Происходит новое сотворение человека в Царстве Небесном — в единстве с Господом.

Царство Небесное — не сад, где растут деревья необыкновенной красоты и висят помидоры немыслимого вкуса. Царство Небесное — Сам Бог. И мы, как Он говорит, входим в общение, вечное родство с Ним. Потому что наши имена уже «написаны на Небесах» (Лк. 10. 20).

Дальше Христос добавляет: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». О какой праведности идет речь?

Есть праведность, которую подаёт нам Христос — и мы принимаем её в покаянии, в ожидании милости, прощения, с благодарностью. Это дар Бога. Но иногда человек «добивается» праведности сам, своими силами, выполняя правила, законы. Он их выучил, знает.

Чтобы было понятнее, приведу пример наших человеческих отношений. Вот встретились двое, оба хорошо воспитаны, вежливы. Есть ли гарантия, что они станут друзьями? Такой гарантии нет. Им нужно найти слова, которые они скажут друг другу, подняться над праведностью общепринятой, выученной — и соединить её с совестью. Научиться слышать другого, дорожить им, забывая о себе.

Христос предлагает нам праведность живую, личную, которая включает в себя по меньшей мере двоих: меня — и Бога или другого человека.

Потом Христос скажет: если ты принимаешь награду от праведника или пророка, не потеряешь её (см. Мф. 10. 42). Эта награда тоже Божия, потому что идёт от человека, который хочет взаимности. Так Бог действует в нас — и не иначе. Свет отношений приходит от Него. Мы живём Его светом.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий