ПОЧЕМУ СОРОК ДНЕЙ?

Вопрос: Почему Пасха празднуется сорок дней?

Ответ: В христианстве нет нумерологии, но известная символика чисел имеет место. Например, на православных храмах бывает разное количество глав. Одна – говорит о единстве Божества, пять –  являют четырех евангелистов и Главу Церкви Христа.
Глав на храме может быть так же тринадцать – как двенадцать апостолов и Спаситель. Этим, кстати, ниспровергается всякое суеверие по поводу «несчастливого» числа.

Число три символизирует духовный мир, а четыре – образ дольнего, земного мира. Многие люди воспринимают цифру семь как сакральную. Это действительно – так. Но она – число человеческое. Мы имеем материальное тело и одухотворенную душу. Их соединение и символизирует число семь: четыре плюс три.

Восемь – число будущего века. И в жизни христиан это не нечто неопределённо или беспредельно отдалённое. Воскресная Литургия для нас является тем самым «днём восьмым» (не случайно её называют «малой Пасхой»). Так как на ней мы стоим уже как бы на новой, преображенной земле –  в Царстве Божием, пришедшем в силе в евхаристических Святых Дарах.

Сорок же – это число преодоления. Оно не раз встречается на страницах Священного Писания. Не случайно Господь Иисус Христос перед началом Своего общественного служения ушел в пустыню и постился там именно сорок дней. Сорок дней длятся Рождественский пост и Великий (чуть больше – 42 дня, вместе со Страстной седмицей – 49, а на 50-й день — Пасха). И как бы зеркально Великому Посту сорок дней мы празднуем Пасху до Вознесения.

А от Вознесения до Пятидесятницы ученики Христовы в молитвенном предстоянии напряженно ожидали обещанного Духа Утешителя, исходящего от Отца, но посланного в мир Спасителем. В этот период Церковь предлагает и нам присоединиться к этому предстоянию-молитве, ожидая сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы – как  Божиего присутствия в нас, в нашей жизни и в мире, как дыхания вечной жизни.

Протоиерей Александр ЛАВРИН

Добавить комментарий