ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Христос пришел на землю, когда все люди пропадали.  Никто не мог выбраться из самости, эгоизма. Но с Жизнью соприкоснулись только те, кто признал, что ее у них нет, потому что они сами от нее отказались, предали, захотели своего.
Человек не может не любить. Любовь к себе – это забвение Бога и людей. Они, конечно, никуда не исчезают, но до поры до времени он от них только получает. А любовь Христа другая: Спаситель отдает. Для человека такое – подвиг, для Него — хлеб, пища. Господь иначе не умеет. И это обличает нас.


Он умер за нас, потому что  живет для других, не для Себя. И люди, которые узнали вечную жизнь, тоже стали иными.Поняли: их жизнь, даже добрая, отличается от вечной: «Господи, наше добро немощное! Оно с оглядкой, трудное, расчетливое».

Солью земли назвал Христос таких людей. Потому что знание вечности осолило их жизнь – покаянием. Они стали солью для остальных.
Помните, как Христос исцелил гадаринского бесноватого? Он послал его в родное селение: «Возвратись в дом твой и расскажи, что  сотворил тебе Бог» (от Луки 8. 39). Соль состоит в том, что Господь помиловал людей, они узнали вечность, настоящую жизнь. Простил нас — и этого мы теперь желаем всем.

Почему Христос сравнил людей — с солью? Она имеет несколько свойств.  Прежде всего,  придает блюдам определенный вкус. А в данном случае – вкус всем сторонам жизни, которую на земле можно прожить — с вечностью.
Соль сохраняет продукты, не дает им испортиться. Вот и в человеке, узнавшем Вечность, все хорошее станет сохраняться благодарностью, а плохое – отпадать,  побеждаться добром, милостью Христа.
Соли нужно мало, совсем чуть-чуть. Потом Христос расскажет притчи про это «чуть-чуть», например, закваску. Малого оказывается достаточно, чтобы знать веру, Бога, себя, других.
Соль помогает совести ожить — и  узнавать, различать добро и зло. Понимать, что относится к Вечности, а что – нет.

Может ли соль стать несоленой? Конечно, нет. Но под видом соли нам порой предлагают порошок, похожий на нее. Заменитель. Ужас земной жизни в том, что мы часто пользуемся химерами, мечтаниями, вымыслом. Всем тем, что относится ко лжи, лицемерию, лести. Не знаем жизни — и  придумываем ее, фантазируем. Не важно, почему: по торопливости, неразумию или иной причине. Все равно в этом каждый виноват лично. И когда совершается подмена, когда человек думает, что имеет соль, а ее у него нет, — то вся его вера, труды годны только на попрание. Умирают и исчезают.

Главнейшее и спасительное для нас – встретиться с небесной жизнью. Если не встретились, если совесть говорит, что пока ее не увидели, не узнали, то для нас это — тоже утешение: значит, мы ее предчувствуем. В этом случае можно сказать: «Царство Небесное во мне еще не раскрылось, но оно есть».

Тот, кто способен понять, что это — пока не жизнь, уже готов для Царства Небесного. Стоит на его пороге.
Как соль не может стать несоленой, так и человек, узнавший милость от Бога, не может отпасть от Него. Он уже спасен — соединился с вечным Богом.

Удивительно действует в нас соль. В одиночестве мы подходим к Богу, но как только бываем помилованы, в душе оживает Царство Небесное. Она жаждет любви. И все грешники становятся необходимы человеку. Ему хочется, чтобы они воскресли — в том числе и для того, чтобы сам он мог жить во взаимности. Не воскреснут – и для него это могила.
В молитве «Отче наш…» потому и говорится: «остави нам долги наши», а не мои. Воскресшая душа не мыслит себя без других.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)

Добавить комментарий