ВСТРЕЧИ

Весной 1893 год в Большом театре состоялась премьера оперы «Алеко». Её автору композитору Сергею Рахманинову было двадцать лет. Спустя годы он вспоминал:

— Не могу описать того пронзительного чувства, которое я испытал при звуках оркестра, исполнявшего мою музыку. Я был на седьмом небе. Чайковский присутствовал на трёх последних репетициях. Мы сидели рядышком в углу тёмного зрительного зала». «Тогда же он сказал мне:
— Я только что закончил оперу «Иоланта»; в ней всего два акта, которых не хватит, чтобы заполнить вечер. Вы не возражаете, чтобы моя опера была исполнена в один вечер с вашей?

Это были его буквальные слова: «Вы не возражаете?» Так обратился ко мне, юнцу, прославленный на всю Россию композитор».

Сергея Васильевича Рахманинова называли «самым русским композитором». Но почти треть жизни он провёл в Америке. Когда приехал туда, журналисты спрашивали его, почему он так скромно одевается.

— Потому что меня тут никто не знает, — отвечал Рахманинов.

Прошло несколько лет. Его снова спросили, почему он одет скромно.

— Всё равно меня все знают, — невозмутимо сказал Рахманинов.

Сергей Васильевич был серьёзным и сдержанным. Никогда не открывался перед посторонними людьми. Но близкие знали, какой это щедрый, отзывчивый, искренний, остроумный человек. Про Рахманинова рассказывали много забавных историй.

Однажды он играл в Карнеги-Холле со знаменитым скрипачом Крейслером. Скрипач вышел на сцену без нот. Видимо, решил блеснуть перед слушателями великолепной памятью. Но память — подвела! Крейслер подошёл к Рахманинову, перед которым стояли ноты, и тихонько спросил:

— В каком мы месте?

— В Карнеги-Холле, — невозмутимо ответил Сергей Васильевич.

Он часто повторял, что на 85 процентов состоит из музыки. Кто-то поинтересовался:

— А остальные 15 процентов на что приходятся?

— Ну, я ещё и человек…

Рахманинов писал о Чайковском: «Он был одним из самых обаятельных художников и людей, которых я когда-либо встречал. Он отличался необычайной деликатностью ума. Он был скромен, как скромны истинно великие люди, прост, как мало кто бывает. Я встречал одного человека, который на него походил, и это был Чехов».

Чайковский, Чехов, Рахманинов встретились в земной жизни. Встретились недавно и в одной книге — «О верных друзьях и вере. Живые рассказы о классиках» Наталии Голдовской. Тут «сошлись» вместе Пушкин и Крылов, Гоголь и Лермонтов, Экзюпери и Окуджава… Мы редко задумываемся о том, какими они были. А эти люди ярко проявили себя и в творчестве, и в отношениях с современниками.

Книгу можно купить в интернет-магазине издательства «Никея», других книжных интернет-магазинах.

Добавить комментарий