Мы уже поговорили с вами о многих заповедях Христа. Господь крестился, опустился в воды Иордана – и принял на Себя всю тяжесть человеческого греха. Здесь незаметно для нас Им совершена жертва: Всеблагой Бог напрямую столкнулся с человеческим злом. И это знамение того, что Он умрет ради нас.
Азы
(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Выходя из Иордана, Христос даровал грешникам (если они этого захотят) возможность прощения, оставления грехов. Причем, прежде всяких просьб, прежде нашей нужды избавиться от зла. Он знает человека – и заранее дарит нам это. Теперь людям не нужно умолять, вырывать у Бога милость. Она принесена, хотя мало кто ее замечает. Нам остается только жить и веровать так, чтобы на эту милость, в конце концов, согласиться. Господь ждет, когда мы примем как дар Его великую жертву.
Вслед за освобождением человека от греха Христос входит в пустыню, а именно пустыней стала земная жизнь. Люди существуют в одиночестве, безбожии, и это – смерть. Они могут вспомнить, что есть Кто-то там наверху, но личных отношений с Богом у них чаще всего не сохраняется (даже как памяти).
Когда совесть молчит, у нас остаются такие потребности тела и души, которыми полна пустыня земли: жажда хлеба, чуда, могущества, а значит – власти, покорения других. И еще жажда такой веры, в которой важен не Бог, а Его достояние, Его возможности, богатство. Чтобы в конце концов обладать Им Самим – и пусть Он носит нас на руках, живет за нас.
Христос входит в эту пустыню и говорит ей «нет». Как и в Крещении, Господь приносит нам дар – на этот раз дар свободы людям, порабощенным временным, материальным и собственно грехом (себялюбием – до забвения Другого).
Что такое это порабощение? Нами руководят бессловесные желания, а сердцем – тайные мысли. Человеку кажется, что это единственно возможное счастье, причем вечное. Из поколения в поколения он убеждался, что чудеса, насыщение, власть, господство, использование высших сил в своих «интересах», благополучие – это и есть благо, предел желаний.
Христос преодолевает эту человеческую внутреннюю несвободу, подчиненность нашего сердца злу. Он выходит из пустыни и говорит Свое первое слово, обращенное ко всем:
-Покайтесь и веруйте в Евангелие (от Луки. 1. 15).
Покаяние связано уже не со знанием, перечислением грехов. Оно иное: человек ставится перед святостью, благодатностью Христовой жизни. Взирает на ее полноту и совершенство.
В чем особенность отношений Лиц Святой Троицы? Каждый Друг за Друга – до конца, до смерти. Но Бог Свят – и Они живут. Такая жизнь ради Другого для Троицы – не закон, а желание. Услышать, исполнить волю Другого – это жизнь, хлеб. А слышать Себя, Свою волю и желания – это смерть.
К неизменной, вечной жизни зовет нас Христос.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)