В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, 57 (1). Подобные заглавия мы видим во всех псалмах, отображающих страшные моменты в жизни пророка Давида. Его преследовали воины царя Саула. На каждом шагу Давиду грозила смерть — и ему приходилось скрываться, принимать на себя юродство. Благодаря покровительству Божию, из опасностей пророк выходил невредимым.
В Первой Книге царств всё это изложено чётко, ясно, убедительно. Почему же Давид в псалмах не придерживается такой последовательности? А потому, что пророки воспринимают жизнь не внешне. Они передают сокровенные чувства людей.
Всё Священное Писание Боговдохновенно. Но псалмы читаются по-другому и открывают нам нечто особое. Давид свидетельствует, в каком углублённом духовном состоянии он находился. Возможно, это не столь красочно, но всегда западает в душу. И мы ищем псалмов, молитвы. Хотим получить и получаем помощь, сопереживая Давиду.
Жизнь его проходила, как на острие меча. И в заглавии псалма пророк прежде всего умоляет Господа не предать его смерти: да не растлиши. Сила тления начинает действовать в теле, когда душа оставляет его.
Господь слышал вопль Своего пророка и открывал ему глубину и таинственность происходящего с ним. Давид хотел высечь слова псалма на каменном столпе: в столпописание. Увековечить опыт, который получил с напряжением всех духовных сил.
Царь Саул считал Давида преступником, скрывающим собственные намерения и цели. Так было потому, что Саул чувствовал: Бог его отвергает. Но причины искал не в себе, а вовне. Он не был лишён царского сана. И люди, которые находились рядом с Саулом, считали своей обязанностью защищать его. Вот они и преследовали Давида.
Пророк сразу обращается к ним: Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии (2). Если вы истинно говорите правду, то по правде, по истине должны поступать и судить других. Вероятно, Давид знал, что говорят о нём гонители. Его другом был Ионафан — сын царя Саула. Он предупреждал Давида об опасностях.
Правая (по правде) судите — то есть рассуждайте. Правда провозглашается Божественным Писанием. Сам Бог называет Себя Истиной. И Давид призывает врагов: ищите Божественной правды, сыны человеческие!
В Псалтири присутствует интересный момент: сыны Божии и сыны человеческие — два рода людей, которые одновременно живут и взаимодействуют в нашем мире. Когда-то между ними было резкое разграничение. Потом внешне оно сгладилось, а внутренне осталось.
Сыны Божии поступают по правде и истине, слово и дело у них не расходится. Но они могут пасть и превратиться в сынов человеческих, отступивших от Божией истины. Сыны человеческие утверждают свою правду. От них безвинно страдает Давид.
Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают (3). Ибо в сердцах своих делаете беззаконие на земле, руки ваши сплетают неправду. Царь и его воины преследуют Давида на глазах у всех. В псалме пророк открывает истоки этого.
Однажды Спасителя Христа спросили: откуда появляется в мире зло? И Господь ответил: из ваших мыслей, а мысли — из сердца. Там они сосредоточены (см. Мк. 7: 21—23). Люди могут не осуществить своих дурных намерений, но желание у них было.
Святые отцы потом назовут злые мысли прилогом. Прилоги приходят — и не дают покоя человеку. Он начинает приписывать окружающим неправедные намерения, поступки. Когда люди хотят оправдать себя, они собирают ложные высказывания о других. В итоге складывается неблагоприятная, далёкая от истины картина. По такому принципу судили Христа Спасителя.
В сердце беззаконие делаете на земли — дали в себе место подлинному злу, ненависти, ложным обвинениям. Они начинаются в сердце, потом ими пленяются чувства, воля. Дальше зло переходит в дело, если его никто не остановит: неправду руки ваша сплетают.
Преследователи Давида задумали недоброе, размышляют, какие средства применить против человека, который им — будто бельмо на глазу. Хотят удалить его от народа, возвести на пророка неправду.
Руки осуществляют действия. Даже по их движению можно понять, что лежит на сердце у человека. Когда эмоции зашкаливают, руки это выражают. А если в руках находится меч, они обязательно применяют его.
Очуждитеся грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу (4). Псалмопевец смотрит в глубину происходящего. И говорит не только о врагах, а об общем состоянии людей, занимавших разное положение в обществе: от царя — до нищего.
Отчуждение — отделение. Иногда люди прямо говорили пророкам: «Мы не принимаем ваших слов! Как жили своими интересами, так и будем жить».
Отделили себя грешники — очуждитеся грешницы от лона матери — от ложесн. В лоне зарождается человек, из него появляется на свет.
Давид имеет дары Духа Святого и видит, когда в человеке начинает раскрываться добро или зло: заблудиша от чрева, глаголаша лжу — заблудились от материнской утробы, говоря ложь. А ложь выражается словесно и эмоционально.
Господь всё знает о человеке. От Него ничего не скрыто. Пророку Иеремии Он сказал: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1: 5).
Слово имеет необыкновенную силу и на земле дано только человеку. Как некий сосуд, оно должно вмещать в себя истину, правду, отображать силу Божию. Но в самом раю мы видим борьбу. Дьявол склонял человека принять ложную мысль: Бог запрещает людям вкушать плод с дерева добра и зла, чтобы они не стали равны Ему.
Ложь — первое средство, с помощью которого лукавый, падший дух овладевает сознанием людей. И через слово сеет семя лжи в мире, передаёт энергию зла. Псалом открывает эти глубокие подосновы жизни.
Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои… (5). Ярость их подобна ярости змеи, будто у аспида глухого и затыкающего уши свои.
Одно дело — думать, как причинить кому-то зло. И совсем другое — впадать в ярость, крайний гнев. Это конечное развитие злобы, полная одержимость. Человек превращается в маньяка: ничего не хочет слышать, видеть, не способен сдержать себя: ярость их по подобию змиину. Так пленяется душа, принимающая ложь.
Для объяснения такого состояния больше всего подходит сравнение со змеем: он искусил человека словом лжи, несёт в себе яд, убивающий живые существа.
Голос Божий передаётся через природу, благодать, священное слово. Но одержимые люди его не воспринимают. В них образуется сила, направленная против самих себя. Как стена, она не пропускает света и не даёт прогнать тьму, словно у аспида глуха и затыкающаго уши свои.
Аспиды — род змей. Когда они готовы к нападению, их переполняет яд. Аспиды затыкают уши, чтобы не отвлечься на внешние явления.
Иногда Божественные влияния доходят до души грешника, а он не хочет слышать их. Не может читать Священное Писание, войти в храм. Чувствует присутствие высшего мира, но отрекается от него.
Давид в псалме показывает: зло замыкается в себе. Свет способен проникнуть в эту среду, но грешник, как аспид, затыкает уши. И бесы просили Христа: разреши нам войти в свиней. А потом всё стадо бросилось с крутизны в море (см. Мк. 5: 10—13).
…иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра (6). Ибо не услышит голоса заклинателя, завороженный завораживается от премудрого.
Помню фильм о факирах. Факир играет на дудочке, а змея стоит и не шевелится. Её пленяет гармония, звуки жизни, духовный Божественный мир, который несёт в себе человек.
В безумии люди не хотят слышать разумное слово, преодолевать злые чары: иже не услышит гласа обавающих — заклинателей. И начинают терять своё достоинство.
Наша природа не способна сама дойти до Божественных истин, и нам дано Священное Писание. Божественное слово касается души. У человека открываются глаза, он удивляется: «Боже мой, почему я раньше этого не понимал?»
Тот, кто усвоил высшие истины, становится просвещённым, мудрым и может воздействовать на других. Конечно, если они хотят, а не затыкают уши.
Трудно грешнику открыть Библию. А найдётся мудрец — и поведёт его:
— Давай вот это посмотрим. Интересно?
— Интересно.
— Посмотрим дальше.
И вот уже обаваем (поддавшийся чарам зла) обавается (завораживается словом истины) от премудра.
Мудрость — Божественный дар. Царь Соломон просил и получил её у Бога. Царь написал Книгу Премудрости Соломона и открыл свойства этого совершенного дара: «В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (Прем. 1: 4—5).
И псалом это подтверждает. Давид подчёркивает: змеиную отраву побеждает мудрость и сила Божия.
Бог сокрушит зубы их во устех (устах) их, членовные (челюсти) львов сокрушил есть Господь (7). В Священном Писании сатана сравнивается со львом рыкающим — рычащим, который ищет, кого бы поглотить (см. 1 Петр. 5: 8). Лев — страшное животное. Он силён, у него очень мощные когти, зубы. Лев рычит — и наводит ужас на зверей. Они теряют самообладание, бегут прочь.
Бог создал природу. И в псалмах Давид использует её образы. Грешники, творящие беззаконие на земле и руками сплетающие злобу, подобны львам. Но Господь сокрушает их, когда приходит время и необходимость.
Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже (пока) изнемогут (8). Тут иная картина — и тоже из природы. Люди, подобные яростным животным, в конце концов приходят к пониманию: никакого могущества у них не было и не могло быть. Они не делают добро — и жизнь их превращается в бессмыслицу, уничижается как вода, текущая мимо, — вода мимотекущая. Реки, ручьи всегда бегут по низким, углублённым руслам, не поднимаются вверх.
Течёт вода — и течёт время, подкашивает силы. Уходит здоровье, зрение, меняются обстоятельства. Природа цветёт, даёт плоды — и сходит на нет. У человека происходит так же: напрягает лук свой, пока не придёт в полное изнеможение.
Страшен конец беззаконников и грешников: Яко воск растаяв отъимутся, паде огнь на них и не видеша солнца (9). Как воск, растаяв, отнимутся, падёт огонь на них, и не увидят солнца.
Суды Господни происходят над людьми, государствами. Огромные цивилизации погибали, когда переставали выполнять в мире Божию миссию. Одни таяли от пламени, как воск. Другие сгорали в огне и больше не видели солнца.
А оно всегда восходит над миром. Как бы ни менялось лицо дня, какие бы тучи ни приходили, мы знаем: солнце присутствует на небе. Не видит его только полный слепец.
Прежде еже разуметь терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я (10). Прежде уразумейте терния вашего рамна, пока живы, пока во гневе уничтожит их.
В псалме Давид таинственно и благодатно указывает грешникам: они ожесточены, в них замерло всё живое и превратилось в терние — сорные травы, которые губят культурные растения. Пророк обращается к людям, которые переживают о своей бесплодности: пока вы ещё живы — яко живы и в вас не погасла способность ценить мир, постарайтесь увидеть терния вашего рамна — своё внутреннее ожесточение. Рамно — растение, колючее, как ежик: дотронешься и уколешься.
Когда человек не трудится, не возделывает почву своего сердца, в нём разрастаются сорняки. Божественные свойства души — затемняются, способности — теряются. Поэтому Христос говорит в притче: вы не видите бревна в своём глазу, а замечаете сучок в глазу своего брата (см. Мф. 7: 5).
Давид обращается к грешникам с пророческим словом: удалите от себя ожесточение. Иначе придёт гнев Божией, и вас сожжёт огонь, в который бросают терния.
Для Палестины это точная аналогия. В пустыне нет деревьев. Там собирают колючки, разжигают костры, готовят еду.
Возвеселится праведник, егда (когда) увидит отмщение, руце свои умыет (руки свои умоет) в крови грешника (11). Яркая картина! Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит считали: праведник будет радоваться не о наказании, а о вразумлении грешника. И сам станет осторожнее.
Конечно, он не в крови омоет руце свои. Никто не моет руки в крови. Рука — символ действия. И праведник при виде крови очистит собственные действия от всякой скверны. Омовение рук означает ещё, что он не имел ничего общего с грешником.
Вспомним, как во время суда над Христом Пилат тоже умыл руки перед народом и сказал: «Не виновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27: 24). Пилат ещё не предал Господа на распятие, но уже показал: он не хотел быть виноватым в пролитии Его крови.
И речет человек: аще убо есть плод, убо есть Бог судя им на земли (12). Пророк делает вывод: и речет человек — скажет человек. Что? Есть плод праведнику — воздаяние, награда. Есть Бог — Судия всему миру и всем делам на земле.
Весь псалом обращён к людям, которых Давид называет сынами человеческими. Они не хотят жить по Божией правде, потеряли правильное духовное устроение, благодать. Сплетают руками неправду, приходят в ярость. Стали подобны ядовитым змеям, львам, колючим рамнам, о которые ранятся люди. Но Божий суд происходит над всем человеческим родом: над праведниками, как Давид, и над теми, кто совершал насилие, подобно царю Саулу.
Время идёт — и глаза грешников открываются. Дела их оказываются ненужными, предосудительными. А праведник всегда ценен для Бога и людей. Посмотришь на историю жизни пророка Давида и видишь: Господь хранил его и воздавал ему по достоинству.
Протоиерей Георгий БРЕЕВ