МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—2. 2025)

«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.

Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:

Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:

Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

МОЛИТВА СЕДЬМАЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Отец Георгий рассказывал:

Впервые в утреннем правиле мы встречаем молитву ко Пречистой Деве Богородице:

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитание Пресвятой Богородицы началось ещё при Её жизни на земле. Все, кто был близок к Ней, испытывали на себе силу благодати, которую подавал им Спаситель через Свою Матерь.

Существует много молитв к Пречистой Деве Марии. Почему мы обращаемся к Ней? И Евангелие, и церковное предание показывают, как сильна Её молитва ко Христу. Особенно это открывается в успении Пресвятой Богородицы. В тот день по Её просьбе Господь чудесно собрал в Иерусалим Своих учеников. Они к тому времени были рассеяны по всему миру. Последние минуты жизни Владычица хотела провести с ними — по существу, Её детьми. Ведь Христос усыновил Ей всё человечество. С Креста сказал Иоанну Богослову:

Се, Матерь твоя.

А Ей:

Се, сын Твой (Ин. 19. 26—27).

Это имело глубокий духовный смысл. Ученики Христа почитали Матерь Бога и Спасителя как свою. И на иконах Успения мы видим: Дева Мария возлежит на одре. Её окружают апостолы. А Божественный Сын принимает на руки душу земной Матери.

У Господа мы прямо просим благодатного проявления над нами Его Божественной помощи: «Господи, спаси! Господи, вразуми!». А когда обращаемся к Божией Матери, то молим Её о ходатайстве, покровительстве. Ей, как всякой матери, свойственна любовь к детям, переживание о них, забота об их судьбах.

Ни одна мать не остаётся равнодушна, когда дитя страдает, она хочет ему помочь, просит о нём Бога, даёт обеты. И в Пречистой Деве Марии мы видим именно Матерь. Господь избрал Её, поставил на высоту, ни с чем не сравнимую. Но по природе Пресвятая Богородица — человек. Это по благодати Божией Она стала избранным сосудом Святого Духа.

Прославляя и величая Царицу Небесную, мы просим Её участия в нашей жизни, духовном спасении. Утренняя молитва так и начинается: Воспеваю благодать Твою, Владычице. Слово воспеваю помогает нам понять: автор молитвы испытал на себе непередаваемую благодатную силу, исходящую от Пресвятой Девы Марии. Душа его была удивлена Её близостью, состраданием — и человека переполнили живые чувства. Их невозможно выразить иначе как в песне.

Вы помните, архангел Гавриил сказал Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1, 28). И Она потом говорила о Себе: «сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1. 49). Наполнил Её радостью. И мы испытываем чувство благоговения перед Пречистой. Через Неё действует в мире Господь.

После слов восхищения в молитве идёт короткая просьба: молю Тя, ум мой облагодати. Один из способов построения молитв — после обращения к Богу, святым, имеющим высокие совершенства, тут же переходить к противоположному состоянию нас, грешников. За счёт этого у молящихся рождаются особые чувства.

Мы удивляемся высоте Божией Матери — и прежде всего просим облагодатствовать наш ум. Почему ум? Он духовен, благодать тоже духовна: это благо, которое даёт Бог. Ум может почувствовать, усвоить, принять, вместить благодать, соприкоснуться с духовным миром, который хочет помочь человеку.

Всё начинается с нашего ума, мыслей. Вот мы хорошо помолились утром — и нас коснулась благодать. Душа обрадовалась, успокоилась. А тут полезли тучи мыслей в голову: об одном не так подумал, о другом. И через ум происходит потеря благодати. Исчезает теплота, мирное настроение.

Умом мы начинаем грешить и умом начинаем исцеляться. Вот почему «покаяние» означает изменение ума. Если он облагодатствован, то подобен чистому, незамутнённому оку, способному здраво смотреть на мир, понимать, освещать путь человека. И надо просить: «Господи, просвети мой разум!»

Отец Георгий любил, почитал, знал иконы. Он был настоятелем храма в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Говорил о Пресвятой Богородице:

Все печали Ей ведомы, всё наше горе. Она на него не только откликается, но непременно помогает людям. На Руси иконам Пречистой Девы Марии давали самые тёплые имена: «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Милующая». Явление этих святых икон подтверждает Её чуткое отношение к жизни людей.

Батюшка часто рассказывал об иконах. И объяснял, чем они отличаются от языческих идолов:

В основе поклонения идолам — мифы. Кто такие Перун, Велес? — задавал вопрос отец Георгий. — Никогда не было таких персонажей.

А на православных иконах изображены реальные исторические лица и события. Поэтому у икон есть ещё одно название — образ. Икона ведёт нас к первообразу — к тому, кого мы видим на ней.

(Продолжение в следующем номере)