(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Христос сказал апостолам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (от Матфея. 5. 14-16).
Свет в нашем мире гаснет, заканчивается. Он как бы предтеча иного Божественного, немеркнущего света. А о Предтече в Евангелии сказано: он светил не сам по себе, а указывал на истинный Свет – Христа (см от Иоанна. 1. 6-8). И Господь потом подтверждает это: «Я свет миру» (от Иоанна. 8. 12). Не человек, а Бог является источником света. Этот источник – вне нас.
Что же такое свет? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо подойти к той стороне жизни, которая в нас совсем отсутствует. Об этом сказано в Евангелии от Иоанна: «люди более возлюбили тьму» (3. 19). Христос пришел к нам, «сидящим в… тени смертной» (от Матфея. 4. 16).
Так в чём эта тьма? Чего совсем нет у людей, но всегда есть у Бога? Конечно же, взаимная жизнь – ради другого. Живые отношения.
Свет Пресвятой Троицы – забыть Себя до конца и никогда этому не изменять. Это свет отношений, свет сердца, свет любви, дружбы. Когда так живут чистые существа, им не приходится страдать, они блаженствуют. Это честная взаимность, которая всегда радуется, насыщает, учит, поддерживает рост отношений. И не устает от них, не разочаровывается, они не надоедают.
Христос по-разному называет эти отношения: Вечная жизнь, Царство Небесное, брачный пир. С разных сторон Господь показывает нам, что они из себя представляют, что такое свет. А люди не понимают, не слышат Христа. Ведь мы, как ни пытаемся что-то делать ради других, всё равно получается – ради себя. Хотя раньше тоже знали, что бывает иначе. Адам вообще находился рядом с отношениями Святой Троицы. И до Ноя о них ещё помнили, даже сохранили их осколочки в религиях разных народов.
Бывали, конечно, и совсем мрачные, тёмные религии. Но и они напоминают нам о разобщении людей. Сравнивая религии, можно пусть не ясно, но кое-что увидеть. Скажем, если соединить атеизм, для которого важна жизнь тела, плоти – с убежденностью некоторых в том, что жизнь должна быть сугубо духовна, – получится нечто целое. Станет видно: душе без тела не в чем жить, нет храма. А тело – прекрасный храм – может оказаться пустым.
Первым об отношениях Святой Троицы забыл Авраам: ему уже потребовалась вера, доверие Богу. А дальше совесть у людей всё больше слабела. Перестали помнить, что такое свет – и начали искать его заменители. Решили, что и тьма может освещать жизнь, делать её счастливой: деньги, власть, личный покой…
Но свет освещает все естество человека – и не только в данный момент, но целиком пронизывает всю жизнь. И если он горел, а потом его выключили, значит, то были ложь, обман. И нужно мужество, чтобы это признать.
Современный мир почти не способен сказать: «У меня ничего нет». Закончилось что-то – и вроде как оно сохраняется: уже десятая семья, но мужчина «дружит» со всеми «бывшими» женами. А если честно, дорогой, нет у тебя жен. Был прах, который тебе мешал, и ты его выкинул. Признайся!
Захотеть света, догадаться, что он существует, – сейчас чудо.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)