В Церкви не принято отмечать дни рождения. Празднуется только Рождество Христово, а ещё – рождение Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
-Вглядитесь внимательно в этих двух людей, – предлагает протоиерей Алексий ПОТОКИН. – Они прямо связаны с Христом. Рождение Богородицы открывает Богу возможность вочеловечиться: Владычица делится плотью с Самим Господом.
-А Предтеча готовит Ему путь: делает прямыми стези, как говорит Евангелие (см. от Матфея. 3. 3).
-Рождество Христово, Божией Матери, Иоанна Крестителя – не просто дни рождении, а моменты, в которых Божие – соединяется с человеческим. История людей становится историей Самого Бога.
Но мы празднуем не только рождество, но и то, что было до него.
-По церковному календарю Христос рождается в декабре, но человеческую плоть получает уже в марте. Во чреве у Матери Он уязвим так же, как и остальные младенцы. Если бы Богородицу побили камнями (а это следовало сделать по закону), то и Господь бы умер.
Пресвятая Дева Мария была избрана на служение храму – и Единственная из людей сумела посвятить Себя этому служению целиком. Мы настолько неверны, нестойки, что не можем побыть в молчании пять минут, тем более – гореть, сохранять преданность, верность. Как Она могла?
У Неё – такое доверие всему Божиему, что сразу видно: эта жизнь на земле, конечно, была исключительной. Но и зачатие Девы Марии – тоже особенное.
-«От неплоды рождается». От родителей бесплодных, не имевших детей.
-Побеждается чин естества. В этом тоже есть некое знамение. Нам-то кажется, что мы плодовиты, а на самом деле для Вечности ничего родить не способны. И чтобы могли рождать слово или дело, наша природа должна преобразиться.
В этом неплодном зачатии скрыто свидетельство: немощь человеческая плотская преодолевается. И вслед за этим будет преодолена немощь духовная.
-Духовное – идёт за телесным?
-Верно. Обратите внимание: во всех Таинствах Христос дает нам Себя – но даёт в хлебе и вине, которые становятся Его Плотью и Кровью. Он прощает грехи, но прежде приносит, освящает воду, которая эти грехи омывает. Даёт человеку храм, который в своё время наполнится духом.
-Храм тела?
-Да. Так и Дева Мария приняла Духа Святого, зачала во чреве (см от Луки. 1. 35, 31) и стала Богородицей.
Так и отцу Предтечи тоже было благовестие от того же Архангела Гавриила. Ещё до рождения Иоанн был связан с Христом.
-Даже родственными узами.
-Но тут – родство иное. Когда Архангел Гавриил благовествовал Богородице о рождении Сына Божия, то сказал Ей, что Её бесплодная родственница Елисавета зачала во чреве (см. от Луки. 1. 26-56).
-Бесплодная, да ещё в старости.
-Тут уже оглашение: тайна раскрыта. Отныне словом Архангела эти две жизни – Богородицы и Елисаветы – соединены.
Владычица пришла к Елисавете – и младенец в её чреве взыграл, возрадовался. Первая встреча Христа и Иоанна Предтечи произошла, когда они оба находились в материнских утробах. До рождения Господа ещё далеко, но уже в мире был человек, обрадованный Им.
-Удивительно!
-Иоанн уже каким-то сокровенным образом приобщён к Спасителю мира, поэтому избран на проповедь о Нем. И об этом рассказывает само Евангелие – как о величайшем деле домостроительства Божия.
Видно, что зачатие и рождение Богородицы и Предтечи – не частные события отдельных людей, а вехи того, как пришёл Христос на землю и что совершал для нас. Это мы и называем праздниками: Обрезание, Крещение Господне, Его Крест, Распятие, смерть…
Что такое празднование? Это момент, когда человек откладывает всё, становится праздным для второстепенного – и внимание устремляет на главное. Празднуются события, которыми в жизнь вошло спасение для всех людей.
-И для каждого.
-Вообще всегда перед чем-то важным, значительным, что соединяет человека с жизнью, бывают некие обстоятельства, которые намекают на эту жизнь.
-Иным словом – предтечи?
-Да. Мы это увидим, если посмотрим на другие библейские, евангельские события. У Распятия Христова тоже были предтечи.
-Какие?
-Прежде всего – Крещение. Раз уж Христос берёт на Себя грехи мира, значит, Он собирается умереть. На Тайной Вечере Он даёт ученикам Свои Тело и Кровь – и этим возвещает Свою смерть.
-Это даже отмечено в Литургии.
-Да, священник произносит: «Когда вы Тело Мое ядите и Кровь Мою пиете, смерть Мою возвещаете». Мы принимаем Таинство, понимая: Бог должен умереть за нас, чтобы мы жили.
Весь Ветхий Завет был предтечей Христа. От самого Адама говорилось о том, что появится Жена, Которая родит Того, Кто будет ужален в пяту, но сотрёт главу змия.
-Значит, у Христа обязательно должен быть Предтеча.
-И даже не в смысле времени.
-А в каком ещё?
-Иоанн – последний из ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Боге. Он вплотную подходит к Христу – и после него пророки заканчиваются. Ветхий Завет исчерпан: явился Спаситель.
Все предупреждения, обеты, надежды до этого уже были высказаны. Предтеча – последний, кто готовил приход Света. Но он не был светом. Что это значит?
-На мой взгляд, это страшно.
-Да, и о нём сказаны великие слова: он был поставлен свидетельствовать о свете (см. от Иоанна. 1. 6-8).
-Предтеча – именно свидетель?
-Что же это был за Свет, Который пришёл в мир? Он нёс милость от Бога – людям, от Праведного, Всесильного, Всеблагого, Святого – злодеям, гордецам, убийцам, сребролюбцам, прелюбодеям. Это был Свет прощения, воскресения.
Христос говорит о прощении блудного сына: он пропадал – и нашёлся.
-Был мёртв – и ожил (см. от Луки. 15. 32).
-Прощение грехов уже содержит в себе, как в зерне, воскресение, несёт оживление, восстановление мертвеца, покойника, бандита.
Ветхий Завет помнил, что могут быть какие-то добрые принципы, правильные дела: молитва, пост, милостыня…
-А что такое грех – знал?
-Нет, всё было под неким покровом, люди ничего не могли увидеть ясно. Предчувствовали, что будет Свет, – и не имели его. Куда ушли все праведники Ветхого Завета?
-В ад.
-Потому что Света не знали. Иоанн Предтеча – величайший из рождённых жёнами.
-Так называет его Господь (см. от Матфея. 11. 11).
-А какие ещё люди были?
-Сотворённые Богом – Адам и Ева.
-И они – выше Иоанна. Потому Христос, родившийся на земле и воскресший, сравнивается не с Предтечей, а с Адамом. Грех вошёл в жизнь человека через Адама, а Христом – пришло спасение.
Иоанн Предтеча вёл чрезвычайно суровый образ жизни: ушёл в пустыню, не требовал никакой благородной одежды, ограничивался самой примитивной пищей, которая только поддерживала силы.
-Был настоящим аскетом.
-Но эти подвиги не могли его выручить, он всё равно пропадал, должен был умереть и уйти в ад.
Это, конечно, великое дело – не разменяться на земные утехи, которые могут скрасить, как сказали бы сейчас, бесперспективный труд, безблагодатный подвиг. Люди, и мы в первую очередь, всегда ждут не то что награды, а чтобы нас хоть как-то отметили за понесенные труды.
-Поддержали, утешили.
-Предтеча ничего не просил, ничего не ждал. Он мог исполнять удивительные вещи (мы рядом с Христом такого выполнить не можем!), отказывался от всего только для того, чтобы засвидетельствовать о Свете.
И он понимал, что делает. Когда Христос приходит креститься, Предтеча говорит Ему: «Мне бы надо креститься от Тебя» (см. ). Иоанн сознаёт: если в эту секунду он попросит прощения за свои грехи – его помилуют, и он примет новую жизнь. Но Христос в тот момент Предтече в крещении отказывает, говорит, что им нужно исполнить правду – свидетельствовать о Спасителе. Предтеча должен крестить Господа (см. от Матфея. 3. 14-15). И, в конце концов, Иоанн крестит Христа, Господь опускается в воду – и берёт на Себя грехи всего человечества. Открывает нам возможность жить.
-А Предтеча?
-Он желает спасения, но сейчас отвергается себя, личного блага – для того, чтобы жили другие.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
(Окончание в следующем номере)
7 июля – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна