ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

В прошлый раз мы остановились на том, что Христос зовет нас к неизменной жизни. Но люди привыкли к изменам и даже не понимают этого слова – «неизменный». А оно обозначает жизнь, в которой благо постоянно возрастает.

Так удивительно устроен Божий мир: если человек хранит верность, преданность, бережет то, что ему вручено, – оно начинает умножаться, приносить плоды. Причем обновляется и сам человек, и его окружение. Господь объяснил это так: кто с Ним, тот собирает (см. от Матфея. 12. 30).Хочешь ли ты такой жизни? Ответь на этот вопрос – и поймешь, в какую меру живешь. К сожалению, люди в основном предпочитают иную позицию: потихонечку существовать, тлеть.
В Евангелии важно не только то, что говорит Христос, но и то, как Он говорит, кому. Спаситель обращается не к народу, толпе, а к каждому человеку – лично. Причем нет никого, к кому бы Он не обратился.

Вы, вероятно, помните: перед началом проповеди Господь призвал к Себе апостолов – по именам (см. от Иоанна. 1. 35-51, от Марка. 2. 13). И это тоже заповедь для нас: раз меня зовут по имени, то и Бог для меня становится с именем. Возникают личные отношения с Ним.

Личные отношения появились у Бога – и святителя Игнатия Брянчанинова, у Бога – и святителя Василия Великого. Но важно, чтобы они сложились у меня – с Ним. При этом мне могут помочь личные отношения с Богом святителей Игнатия и Василия. Если я радуюсь за них, то приобщаюсь к их жизни.

Христос не выдвигал людям никаких условий, не создавал правил. Он просто позвал Андрея, а тот – брата. Господь сказал и первому, и второму:
-Следуй за Мной!

Этот короткий призыв будет повторяться много раз. Звучит он и для нас, передает путь человека в вере. Но, к сожалению, мало кто следует за Христом. Предпочитают исполнять правила, заповеди. А личного предстояния перед Ним – нет. Но оно появляется, если искренне признать: «Господи, у меня пока не возникли личные отношения с Тобой. Прости меня! Все-таки я хочу, чтобы они были».
Дружба между людьми разрывается, когда приходят обиды, исчезает доверие. Но отношения сохраняются, если кто-то обиделся – и простил другого. Понять это нам помогают совесть, сердце.
Вот и человек, которого позвал Бог, должен взирать именно на эту связующую нить с Ним. Сегодня я раскаялся – и она есть. Утром про раскаяние забыл – и нить оборвалась. На исповедь я иду не перечислять какие-то проступки, а снова связать эту нить.

Бог подает мне руку, принимает меня. Он все знал и уже вручил прощение каждому. И я не отчаиваюсь, не боюсь за свое будущее, хотя согрешил сегодня, не хочу, но могу согрешить завтра.
В здоровом, мирном расположении духа мне противно мучить, истязать Христа. Но бывают состояния, когда человеку все безразлично или даже приятно приносить боль. Обрывается нить доброй взаимности – и нет веры, остается одно лицемерие, внешность, не имеющая силы и правды. Тогда любое действие, в том числе покаяние становится бессильным, лукавым.
Отсутствие покаяния – тоже не причина для отчаяния. Только признай это. И вместе со всей Церковью проси Бога: «Покаяния двери отверзи нам…» Христос сказал, что Он – путь (см. от Иоанна. 14. 16). И вера – тоже путь. Это часто ускользает от внимания верующих.

Подлинность нашего личного отношения к Христу проверяется нашим отношением к людям. Если мы приняли милость, то и остальных хотим миловать. И пусть сегодня у нас есть привычка легко осуждать людей, но завтра будем хотя бы останавливаться и просить прощение за это. Сдерживая себя во зле, сделаем шаг к ближнему и Богу. А потом, возможно, совсем перестанем выдумывать, наговаривать на других.

Маленькая узда на любых страстях приводит к этому. И человек постепенно осознает, что такое труд сердца, перемена мышления. Связующая нить восстанавливается. И хотя мы несовершенны, но стоим на евангельском пути.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)

Добавить комментарий