Жизнь человека – это путь к Пасхе, к Воскресению. И путь этот – покаянный. То, что он единственно правильный, мы особенно остро чувствуем в дни Великого Поста. Каждый год нам хочется больше узнать о Таинстве исповеди. И, конечно, от тех людей, которые о нем знают глубоко, из собственного опыта.
Вот и священники Михайловского благочиния Москвы недавно поговорили на эту тему с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиереем Георгием БРЕЕВЫМ.
-Таинство исповеди – самое распространенное и самое трудное, – сказал отец Георгий. – Установлено оно Искупителем мира – Господом Иисусом Христом. И обретает реальность при личном обращении человека к Богу.
Священнику важно в этом Таинстве остаться на своем месте – быть посредником между христианином и Христом: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… Я же – только свидетель этому. Вижу меру твоего греха. А есть ли у тебя желание его оставить? Положить твердое начало исправлению?..»
Священнику важно не заслонить собой Христа, пришедшего спасти кающегося грешника. Не присвоить себе Его Божественной власти решать судьбу человека. Не сломать надломленной трости, не угасить курящегося льна (см. Исаия. 42. 3; от Матфея. 12. 20). Сразу же принять грешника – как слепца, посланного Христом к Силоамской купели: «Иди, умойся и возвращайся здоровым!» (от Иоанна. 9. 7).
Нужен многолетний опыт, чтобы прочувствовать и понять: каким бы ни пришел грешник к аналою – оборванным, голодным, как блудный сын, обагренным грехом убийства, как благоразумный разбойник, или залюбовавшимся своим превосходством над другими фарисеем, – ты, священник, такой же, как он: «от них же первый есмь аз».
И если я осознаю себя преступником, нарушителем заповедей, сокрушающимся о своих грехах, то через Таинство исповеди будет чудотворить благодать Божия, а человек – переживать обновление души.
По такому высокому покаянному образу может выстроиться и наше отношение к другим людям. Хотя это дается очень трудно.
Сегодня мы публикуем ответы отца Георгия на те вопросы священников об исповеди и Причастии, которые возникают и у нас, прихожан.
Вопрос: – Допускается ли исповедь детей до 7 лет? Можно ли кормить младенцев перед Причастием?
Ответ: – До семилетнего возраста детей не положено исповедовать. Но если об этом просит мать или сам ребенок, нужно выслушать его и дать наставление.
Детей до 3 лет причащают, если они поели. А после трехлетнего возраста родителям надо приучать детей к воздержанию от пищи. Но если дети болеют, их причащают и после еды.
-Как духовно помочь исповедующимся в грехах наркомании и алкоголизма?
-Прежде всего – из Священного Писания, святых отцов разъяснить человеку, как страшны эти грехи. Они убивают не только тело, но и бессмертную душу.
«Невозможное человекам возможно Богу» (от Луки. 18. 27). Если будет вера, Бог силен спасти кающегося от смертоносной пагубы.
-Можно ли допускать к исповеди людей, совершивших должностные преступления? Например, взяточников.
-Любого искренне кающегося следует допустить к исповеди. Нет ни одного грешника, которому Господь закрыл бы путь к покаянию.
-Можно ли допускать к Причастию тяжко согрешивших?
—Никто, кроме епископа, не может отлучить человека от Причастия. Если совершаются грехи к смерти, то и тогда Бог не отвергает кающегося. Священник не может отлучить от Причастия, но может приготовить кающегося к Таинствам исповеди и Причастия.
Если христианин кается во множестве бывших грехов, но не хочет оставить беззаконие, в котором пребывает в настоящее время, то необходимо ему рекомендовать воздержаться от Причастия Святых Таин до времени, когда он оставит свой грех.
-Что делать, когда люди живут в сожительстве? Допускать ли их к Причастию?
—Нужно уточнить, намерены ли они в дальнейшем вступить в брак. Если да, если это люди верующие, кающиеся, любящие друг друга, то, думаю, нельзя их лишать Святого Причастия. И духовник должен приложить все усилия, чтобы поддержать семью, чтобы она не распалась.
Если же люди в брак вступать не намерены, то никакого разговора о Причастии не может быть. Ведь здесь явное нарушение седьмой заповеди Божией.
Бывают случаи, когда люди десятилетиями живут вместе, имеют детей и не намерены расходиться. По факту – они муж и жена, а по закону – все-таки блудники. Чаще всего в храм приходит кто-то один из этой пары – мужчина или женщина. Спрашивает, как быть. Я советую не оставлять Церкви, регулярно исповедоваться – и брак непременно состоится. Но если у человека нет желания и усилий пребывать в Церкви, то ситуация, скорее всего, не изменится.
В раннехристианской Церкви было немало браков христиан с язычниками. Тогда оформление брачных отношений по существующим государственным законам непременно происходило. И Апостол Павел запрещал верующим разводиться с неверующими супругами, считал, что «неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 к Коринфянам. 7. 14).
-Можно ли причащать больных, которые находятся без сознания?
-Нельзя, если эти люди не имели отношения к Церкви, не каялись, не причащались. Иногда больные с инсультом могут слышать, понимать священника. Если с ними удается установить контакт через руку, то есть возможность совершить «глухую» исповедь и дать им Причастие.
-Как быть с людьми, которых в храм на Причастие направили экстрасенсы?
-Экстрасенсы посылают людей в храм, чтобы войти к ним в доверие, обмануть, сделать вид, что они сопричастны Церкви. И многие не догадываются, что экстрасенсы получают энергию от темных сил, даже богохульствуют, используют заговоры, магию, оккультизм. И надо предостерегать людей от обращения к ним, объяснять, что это наносит вред духовному здоровью: «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это» (Второзаконие. 18. 10-12).
Люди, обратившиеся к экстрасенсам, часто не полностью открываются на исповеди. К Святому Причастию их можно допустить, если они искренне каются в грехах и в обращении к экстрасенсам.
-Какие епитимии допустимы?
-Епитимии, избираемые духовниками в качестве средств врачевания совести тяжко согрешивших, должны накладываться осмотрительно, с испытанием веры и решимости кающегося понести их. Иначе они не окажут должного воздействия.
-Иногда в паломнических поездках по монастырям нашим прихожанам назначают епитимии. Это правомерно? И можно ли эти епитимии отменять?
-В свое время Святейший Патриарх Алексий II на епархиальных собраниях духовенства говорил, что такая практика монастырских духовников налагать епитимии на приезжающих паломников – неправомерна. Перед поездкой прихожане должны исповедоваться своим духовным отцам. Если это не получилось, то можно причащаться без исповеди – согласно благословению своего духовика.
-Какие епитимии назначать женщинам, кающимся в совершении абортов? Можно ли допускать их к Причастию?
-Если не допускать до Святого Причастия женщин, сделавших аборт, наши храмы опустеют. Аборт – это смертный грех. Но многолетнее искреннее покаяние очищает душу грешницы – и милостью Божией она спасается. Нет грехов не прощенных, кроме нераскаянных. Таков ответ Церкви.
А епитимии надо давать, согласно с духом раскаяния: если возможно, помогать многодетным семьям, посещать детские дома и интернаты.
-Как часто нужно причащаться?
-Две крайности есть у прихожан: редкое причащение из-за чувства своей греховности и недостоинства – и привычка причащаться, как придется, ведь Бог все равно прощает грехи. А это говорит о неблагоговейном отношении к Таинству.
В советское время, когда была угроза закрытия храмов, духовники советовали причащаться как можно чаще. Сейчас прихожане, постоянно посещающие храм, причащаются два раза в месяц и чаще. Но бывают перегибы, когда люди причащаются пять раз в неделю и больше.
Причастие – это потребность духовной жизни. Но к ней надо подходить разумно и не причащаться, как вздумается, без совета с духовником.
27 февраля – начало Великого Поста