ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20). Об этой заповеди мы говорим сегодня.

Какова жизнь, её закон? Она не прописана, она в Том, Кто живёт, дышит, милует. Закон жизни мы видим только во Христе, и Он подаёт её желающим. Господь открывает: Я так живу, заповеди Небесного Царствия присущи Мне вчера, сегодня и завтра. Хочет ли кто-то увидеть, почувствовать это?

Господь пришёл исполнить именно этот закон единства со всеми. Он говорит нам: любите врагов ваших, то есть чайте восстановления, воскресения отношений с теми, кто их утратил, отвергся и сейчас противится.

Спаситель живёт так — и всё выполняет, всё готов принести нам и за нас на Кресте. А что требуется от человека? Возжелать, честно признать: мы этой жизнью не обладаем и являемся гонителями Его дара. Любим грех больше Бога — и при этом, как ни странно, можем захотеть и покаянно сказать: «А хорошо, чтобы жизнь была! Верни её, Господи, помилуй нас, изгнанников!»

У Христа всё очень просто: мы каемся и доверяем Ему себя, признаём немощи и ожидаем милости. Но человек горд — и обычно хочет всего добиться сам, ему не нужны подарки. В какой-то момент стремится что-то урвать, ухватить, а дальше — опять предпочитает самостоятельность.

Евангелие — это рассказ о законе Божией жизни, снисшедшей к нам, её предателям. Воплощённый закон Духа. Но Святой Дух и прямо взывает к душе человека. Он свободен и дышит, где хочет. Только живое обладает свободой. Думаю, это ускользает от сознания людей, потому что несвобода — один из признаков мертвеца.

Люди привыкли к несвободе — и стремятся подчинить себе свободу, сделать всех зависимыми от себя. Это агрессивная жизнь, которая несёт в себе соблазн. Например, родители в семьях хотят быть авторитетом — носителями всего премудрого и достойного. Они больше знают и понимают, какую бы жизнь ни вели.

Но авторитет может быть в единственном — найти Бога, Который их простил. И для меня один из родителей в вере — апостол Павел, признававший себя гонителем, убийцей, жутким человеком. И это меня утешает, потому что я сам такой. Апостол Павел не стеснялся признавать, что Бог к нему пришёл как к извергу. Да он таким и был: Христа извергал, гнал. Если человек гонит Бога, оказывается, это не значит, что ему конец: таково обычное состояние падшего человека.

Мы говорим: Бог во всём, присутствует везде. Всё направляет, исправляет, целит: мир — целый. Эта цельность жизни сосредоточена в Нём.

Христос скромно говорит о Себе, что Он пришёл выполнить закон. Господь всегда его выполняет — и пришёл на землю быть с нами и тем самым, если надо, всё выполнить за нас, потому что не видит Себя без людей. Вот в чём наша надежда.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий