«СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ»

Христос Спаситель пришёл на землю, принял здесь крестную смерть — и воскрес. Своей смертью Он попрал нашу смерть. В церковных песнопениях всегда звучат очень точные слова.

—Что значит — попрать? — спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Пресвятой Богородицы в Крылатском.


—Вот представь: сражаются два борца, — объясняет батюшка. — Потом один другого повалит на землю — и ногами по нему пройдётся. Здесь не только победа, но и унижение: ни во что вменил. Это и называется попрать.

—Победить и сделать ничем?

—В конечном счёте, если есть жизнь, то смерти — нет. На Пасху в храмах читается Евангелие от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1. 5). Свет и тьма — вещи взаимоисключающие. Жизнь и смерть — тоже.

Пасха являет нам образ Победителя смерти, а там, где есть победа, присутствует низложение врага. Этот враг гордо себя держал.

—И уверенно.

—Смотри, как интересно сказано у апостола Павла: до пришествия в мир Христа Спасителя всё человечество находилось в рабстве страха перед смертью (см. Евр. 2. 15). Страх доходил до рабства — полного отсутствия свободы. Человеку оставалось только механически выполнять какие-то свои обязанности.

Страх действует подсознательно: все умирают вокруг — и мне грозит смерть. Это понимание духовно и морально обессиливало мыслящих людей, отнимало вдохновение. Была даже такая поговорка у язычников: «Едим, пьём, а завтра умрём». Смыслом жизни становились еда, питьё, наслаждения. А что завтра?

—Конец.

—Правда, некоторые древние философы понимали: бессмертие существует. Смысл жизни на земле заключается в нём. Но как убедиться в этом?

—Миру нужен был Спаситель.

—Евангелие рассказывает нам, как Господь предупреждал учеников, что должен пострадать.

Евангелист Лука приводит Его слова: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (18. 31-33).

—Воскресение Христово — не учение, а действие. Спаситель реально показывает Свою победу над смертью.

—Это ещё раз подтверждает, что слово и дело у Бога — одно и то же.

—Священное Писание ставит нас перед двумя кардинальными истинами: Христос Искупитель принял смерть за человеческий род и воскрес. Апостолов Он посылает проповедовать именно это. В победе воскресения Христова — вся сила, весь смысл Евангелия.

—Господь попрал смерть. Но люди и сейчас живут под её гнётом.

—Конечно! Наш мир смертен. В Библии изначально определён приговор Божий для человека: «прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие. 3. 19). Тело создано из праха — земли, и опять уходит в землю. А дух — к Богу. Но всё-таки люди теперь могут жить иначе.

—Получили свободу.

—Бог бессмертен: в Его Божественной природе не бывает и тени перемены.

—В отличие от нас.

—Свет Божества — неизъяснимый, необъятный, предвечный. Победа Спасителя в том, что из гроба восстало Его человеческое тело, которое Он принял от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Воскресение Христа стало воскрешением человеческого рода. Господь — Источник жизни, новый Адам.

—Почему Его так называют?

—Наш праотец Адам, созданный из земли, породил поколения людей. А второй Адам — Христос даёт человечеству вечную жизнь: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт (телом — прим.), оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11. 25-26).

Апостол Павел прекрасно объяснил слова Христа Спасителя: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно» (Ин. 12. 24). Оно не даст нового урожая, новой жизни. Христос, подобно зерну, принял смерть на Кресте — и от Него произошёл избыток жизни. Отныне человек восстанавливается через Спасителя.

—Заново творится?

—Телесная смерть людей на земле не отменена. Но тот, кто живёт в вере, убеждается: жизнь жительствует, не подлежит уничтожению — и мы уже причастны ей.

Но у святых отцов есть слова о второй смерти.

—Что это?

—Смерть духовная. Господь прямо говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10. 28).

Из Евангелия мы знаем: одни люди получают воскресение жизни, другие — воскресение осуждения (Ин. 5. 29). В конце времён воскреснут все и облекутся телом, но праведники получат жизнь вечную, а не раскаявшиеся грешники ещё будут давать отчёт за сделанное на земле.

—Кстати, многие сомневаются именно в своём воскресении с телом.

—Помнишь у Верещагина картину «Апофеоз войны»? На ней изображена гора черепов, костей. Что-то похожее видел пророк Иезекииль. Бог привёл его в пустыню, где лежали сухие кости и сказал: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?»

—Как тут ответить?

—И пророк удивился: «Господи Боже! Ты знаешь это». И сказал ему Бог: «Изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне! Так говорит Господь костям сим: «Вот, Я введу дух в вас, и оживёте…» А дальше пророк свидетельствует: «Я изрёк пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошёл шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…». «…и вошел в них дух — и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище».

Вот как масштабно, величественно показано воскресение людей! Бог обещает:  «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших…» (см. 37. 3-12).

—Захватывающее зрелище!

—Великое! Миллионы, миллиарды людей встают из праха. Нам такое — не представить, но это произойдёт. За шесть веков до Рождества Христова Бог показывает пророку всеобщее восстание рода человеческого!

Конечно, после воскресения наше тело станет иным.

—Похожим на тело воскресшего Господа?

—Да, по образу Христа Спасителя. Природа Его выше природы нашего мира. Его тело составляло чудо единства Бога и человека. Господь проходил через затворённые двери, преломлял хлеб — и становился невидим (Лк. 24. 31, 36).

—Но так было и до воскресения Христа.

—Да, Он ходил по водам, воскрешал мёртвых. Даже те, кто прикасался к Его одежде, исцелялись. Но тогда Господь скрывал Своё Божество. В скромности, совершенной уничижённости является людям Христос — только бы дать нам ведение, понимание, знание о вере. Чтобы она не шокировала, не сожгла человека.

—Во всём Спаситель нас милует.

—Петру, который хотел защитить Господа от воинов в Гефсиманском саду, Он говорит: «Оставь! Взявший меч, от меча погибнет. Разве Я не могу умолить Отца – и Он защитит Меня от всего, что  может Мне угрожать, пошлёт легионы Ангелов» (см. Мф. 26. 51-54). А что может угрожать Богу?

—Ничего.

—И Пилату Господь объясняет: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше (см. Ин. 19. 11). Спаситель стоял перед земным правителем как преступник, Ему сейчас объявят приговор, предадут страданиям. Но это воля Небесного Отца, которую Он принял, ради исполнения которой пришёл в этот мир.

«Поистине Он был Сын Божий», — сказал сотник, стоявший у Креста. Он же видел: люди не умирают так — спокойно, с молитвой, без агонии. Это Бог.

—И распятый разбойник почувствовал Праведника рядом (см. Лк. 23. 47, 40-41).

—У Креста Господня происходили удивительные явления: камни распались, померкло солнце, многие святые восстали из гробов и вошли в Иерусалим. Люди их видели (см. Мф. 27. 51-54). Это свидетельства Божественной славы Спасителя. Она никогда не отнималась от Христа, но Господь скрывал её, а воскресением — открыл. Опять же настолько, насколько человек может принять.

—Апостолы признавали воскресение Христа с большим трудом.

—Да, осваивались с ним постепенно: сначала осознавали первую весть.

—От жён-мироносиц?

—Потом видели: вот в Гробе Господнем лежит плащаница и сударь — платок, которым закрывали голову Христа. С Его тела их невозможно было бы снять, пелены разорвались бы. А тут — свёрнутые, чистенькие.

Наконец, Сам воскресший Спаситель явился ученикам. И они ужаснулись.

—Не узнали своего Учителя, поправшего смерть.

—Оправдав род человеческий, омыв его Своей Кровью, возвысив Крестом и Святым Воскресением, Спаситель открыл нам величайшее торжество вечной жизни. Вера в это преображает человека, а неверие — обедняет.

—Митрополит Антоний Сурожский писал, что люди способны пережить опыт воскресения. Своего?

—Думаю, владыка имел в виду и воскресение Христово, и воскресение человека. Священное Писание пробуждает в нас такую возможность. В отрочестве будущий митрополит был атеистом. Однажды он начал читать Евангелие и почувствовал: Христос стоит рядом. Что это было? Конечно, опыт, что Спаситель воскрес.

Когда-то молодому человеку по имени Савл явился воскресший Христос.

—И Савл превратился в апостола Павла.

—Вот и Андрей Блум стал потом митрополитом Антонием Сурожским. Всю жизнь свидетельствовал о Боге — и его опыт близок современному человеку. Владыка Антоний не строил научных теорий, хотя для них у него был богатый материал. Он говорил в ту меру, в которую Бог открыл ему Себя.

—От личного опыта?

—И другого человека часто трогает этот опыт. Скромный, созвучный духу Евангельского благовестия, тому, как поступает Христос.

Богу присуща неизмеримая сила, но она нас не подавляет, не уничтожает, а только светит и желает нам преображения.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий