О ЧЁМ МОЛЧАЛ ЧЕХОВ

«Жил я в последнее время в Донецкой Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь…

Жил я у отставного хорунжего, обитающего на своём участке вдали от людей. Кормили меня супом из гуся, клали спать на деревянный диван, будили стрельбой из ружей (в кур и гусей, которых здесь не режут, а стреляют) и визгом наказуемых собак, но тем не менее жилось мне превосходно. Впечатлений тьма».

5 мая 1887 года Антон Павлович Чехов писал это приятелю и рассказывал о планах:

«Сейчас я еду в Славянск, а оттуда в Святые Горы, где пробуду 3—4 дня в посте и молитве. Из Святых гор в Таганрог…

Ужасно: у меня 53 рубля — только. Приходится обрезывать себе крылья и облизываться там, где следовало бы есть. Езжу теперь в третьем классе, и как только у меня останется в кармане 20 р., тотчас же… обратно в Москву, чтобы не пойти по миру.

Ах, будь у меня лишних 200—300 руб., показал бы я кузькину мать! Я бы весь мир изъездил! Гонорар из «Петербургской газеты» идёт в Москву, семье».

В двадцать семь лет Антон Павлович уже содержал семью — отца, мать, сестру, братьев… Он всю жизнь отдавал себя, тратил. Не берёг.

«ИЗ КРАМАТОРОВКИ ПО АЗОВСКОЙ ДОРОГЕ»

Через шесть дней он уже в Таганроге и посылает младшей сестре Марии Павловне отчёт о поездке в монастырь. Вот отрывки из письма:

«Из Краматоровки по Азовской дороге еду в Славянск. Тёмный вечер. Извозчики отказываются везти меня ночью в Святые Горы и советуют переночевать в Славянске, что я и делаю весьма охотно, ибо чувствую себя разбитым и хромаю от боли, как 40 000 Лейкиных. Город — нечто вроде гоголевского Миргорода…»

«В открытое настежь окно прут зелёные ветки, веет зефир… Потягиваясь и жмурясь, как кот, я требую поесть, и мне за 30 коп. подают здоровеннейшую, больше, чем самый большой шиньон, порцию ростбифа, который с одинаковым правом может быть назван и ростбифом, и отбивной котлетой, и бифштексом, и мясной подушечкой, которую я непременно подложил бы себе под бок, если бы не был голоден, как собака и Левитан на охоте».

Он вспоминает художника Левитана. Его шутку обязательно поймут!

«Утром чудный день. Благодаря табельному дню (6 мая) в местном соборе звон. Выпускают из обедни. Вижу, как выходят из церкви квартальные, мировые, воинские начальники и прочие чины ангельстии».

Табельный день — это, скорее всего, воскресенье: в храмах служится Литургия, и на неё собирается весь город.

Чехова удивляет и радует каждая подробность: «Покупаю на 2 коп. семечек и нанимаю за 6 рублей рессорную коляску в Святые Горы и (через два дня) обратно. Еду из города переулочками, буквально тонущими в зелени вишен, жерделей и яблонь. Птицы поют неугомонно. Встречные хохлы, принимая меня, вероятно, за Тургенева, снимают шапки, мой возница, Григорий Поленичка, то и дело прыгает с козел, чтобы поправить сбрую или стегнуть по мальчишкам, бегущим за коляской… По дороге тянутся богомольцы. Всюду горы и холмы белого цвета, горизонт синевато-бел, рожь высока, попадаются дубовые леса, — недостаёт только крокодилов и гремучих змей».

У Чехова прекрасное настроение. Он молод, весел, остроумен. Он любит жизнь.

«МОНАХИ, ВЕСЬМА СИМПАТИЧНЫЕ ЛЮДИ…»

«В Святые Горы приехал в 12 часов, — продолжает Антон Павлович. — Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их верхи вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умокают ни днём ни ночью…

Монахи, весьма симпатичные люди, дали мне весьма несимпатичный номер с блинообразным матрасиком. Ночевал я в монастыре две ночи и вынес тьму впечатлений. При мне, ввиду Николина дня, стеклось около 15 000 богомольцев, из коих восемь девятых старухи. До сих пор я не знал, что на свете так много старух, иначе я давно бы уже застрелился… О монахах, моём знакомстве с ними, о том, как я лечил монахов и старух, сообщу в «Новом времени» и при свидании».

Но Чехов не удерживается — и кое-что дополняет:

«Служба нескончаемая: в 12 часов ночи звонят к  утрени, в 5 –— к ранней обедне, в 9 — к поздней, в 3 — к акафисту, в 5 — к вечерне, в 6 — к правилам. Перед каждой службой в коридоре слышится плач колокольчика, и бегущий монах кричит голосом кредитора, умоляющего своего должника заплатить ему хотя бы по пятаку за рубль:

—Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Пожалуйте к утрене!

Оставаться в номере неловко, а потому встаёшь и идёшь…

Купил тётке Федосье Яковлевне икону.

Еда монастырская, даровая для всех 15 000: щи с сушёными пескарями и кулеш. То и другое, равно как и ржаной хлеб, вкусно.

Звон замечательный. Певчие плохи. Участвовал в крестном ходе на лодках.

Прекращаю описание Святых Гор, ибо всего не опишешь, а только скомкаешь».

«ПЕКАРНЯ, ШВАЛЬНЯ, СТОЛЯРНАЯ, КАРЕТНАЯ…»

Уже в середине июля в газете «Новое время» появился рассказ Чехова «Перекати-поле. Путевой набросок». Чехов писал быстро, зарабатывал, чтобы семья не бедствовала.

В рассказе нам прежде всего интересно описание монастыря XIX века в большой праздник:

«Я возвращался со всенощной. Часы на святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать. Большой монастырский двор, расположенный на берегу Донца у подножия Святой горы и огороженный, как стеною, высокими гостиными корпусами, теперь, в ночное время, когда его освещали только тусклые фонари, огоньки в окнах да звёзды, представлял из себя живую кашу, полную движения, звуков и оригинальнейшего беспорядка. Весь он от края до края, куда только хватало зрение, был густо запружен всякого рода телегами, кибитками, фургонами, арбами, колымагами, около которых толпились тёмные и белые лошади, рогатые волы, суетились люди, сновали во все стороны чёрные длиннополые послушники; по возам, по головам людей и лошадей двигались тени и полосы света, бросаемые из окон, — и всё это в густых сумерках принимало самые причудливые, капризные формы: то поднятые оглобли вытягивались до неба, то на морде лошади показывались огненные глаза, то у послушника вырастали чёрные крылья…»

Тут Чехов опять под впечатлением гоголевских историй. Всё таинственно, загадочно вокруг. При этом:

«В ворота входили новые толпы и въезжали запоздавшие телеги».

И всех надо устроить на ночлег! «Были битком забиты не только гостиные корпуса, но даже пекарня, швальня (швейная мастерская – прим.), столярная, каретная…»

Антон Павлович тепло и благодарно описывает монастырских послушников, устраивающих гостей: «…лица их, несмотря на крайнее изнеможение, одинаково были бодры и приветливы, голос ласков, движения быстры… Каждому приехавшему и пришедшему они должны были указать место для ночлега, дать ему поесть и напиться; кто был глух, бестолков или щедр на вопросы, тому нужно было долго и мучительно объяснять, почему нет пустых номеров, в какие часы бывает служба, где продаются просфоры и т. д. Нужно было бегать, носить, неумолкаемо говорить, но мало того, нужно ещё быть любезным, тактичным, стараться, чтобы мариупольские греки, живущие комфортабельнее, чем хохлы, помещались не иначе, как с греками, чтобы какая-нибудь бахмутская или лисичанская мещанка, одетая «благородно», не попала в одно помещение с мужиками и не обиделась. То и дело слышались возгласы: «Батюшка, благословите кваску! Благословите сенца!» «…трудно было понять, когда сидят и когда спят эти чёрные фигуры».

«ТАКОЙ СЧАСТЛИВЫЙ И ВОСТОРЖЕННЫЙ…»

Автор, от лица которого идёт повествование в рассказе, проспал Литургию. Но не будем путать его с Чеховым! А вот крестный ход к скиту по реке — не пропустил.

Почитайте, как Антон Павлович описал этот крестный ход:

«У плота стояли две большие тяжёлые лодки, угрюмого вида, вроде тех новозеландских пирог, которые можно видеть в книгах Жюля Верна. Одна лодка, с коврами на скамьях, предназначалась для духовенства и певчих, другая, без ковров — для публики. Когда крестный ход плыл обратно в монастырь, я находился в числе избранных, сумевших протискаться во вторую. Избранных оказалось так много, что лодка еле двигалась, и всю дорогу приходилось стоять, не шевелиться и спасать свою шляпу от ломки. Оба берега — один высокий, крутой, белый, с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой — отлогий, с зелёными лугами и дубовой рощей, — залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своей прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых вёслами. Пение Пасхального канона, колокольный звон, удары вёсел по воде, крик птиц, — всё это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На её корме неподвижно, как статуя, стоял чёрный послушник».

Никогда, ни у кого не приходилось мне встречать такого описания крестного хода. Поражает красота, гармония людей и природы — у них общий праздник. Чувствуются счастье и восторг самого Антона Павловича. А счастья и восторга на земле много не бывает.

«ЕЙ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ МАХАТЬ КРЫЛЬЯМИ»

В рассказе нет ни слова о том, как Чехов лечил в монастыре старух. Он придумал другой сюжет — о юноше-еврее, принявшем Православие. Подобная история была в реальности — и Чехов ею интересовался, внимательно присматривался к человеку, сменившему веру. Не ради выгоды — это совершенно точно.

Но жизнь этого юноши проходила в непрерывных скитаниях: «В тоне его голоса слышались сознание своей ненормальности и сожаление. Он как будто оправдывался и извинялся».

Этот рассказ заканчивается по-чеховски светло и ярко. Автор уезжает:

«Святогорские впечатления стали уже воспоминанием, и я видел новое: ровное поле, беловато-бурую даль, рощицу у дороги, а за нею ветряную мельницу, которая стояла, не шевелясь, и, казалось, скучала оттого, что по случаю праздника ей не позволяют махать крыльями».

«ТРИ АРХИЕРЕЯ ЧИТАЛИ…»

17 октября Антон Павлович сообщал двоюродному брату:

«В «Новом времени» я описал Святые Горы. Один молодой человек, архиерейский племянник, рассказывал мне, что он видел, как три архиерея читали это описание: один читал, а двое слушали. Понравилось. Значит, и в Святых Горах понравилось».

Подробно, интересно он рассказывал обо всём, что увидел в монастыре. А о своём внутреннем, личном — ни слова. Ни в письмах, ни тем более в рассказе. Но не за внешними же впечатлениями он ездил в Святые Горы?

Чехов всегда молчал о сокровенном. И это говорит о том, как глубоки, серьёзны были его отношения с Богом, его вера.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий