ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20). Разговор об этой заповеди мы завершаем сегодня.

Люди в основном ограничиваются выполнением «положенного». Допустим, священник приходит в храм, выполняет «положенное» — и верующие причащаются Тела и Крови Христа. Это же прекрасно! Но нехорошо, если священник думает, что произошло это от его доброты. Чудо совершает Христос — и священнику важно узнать Его, встретиться с Ним. Господь для него, для каждого пришёл, совершил Таинство — и восполнил то, что не мог сделать священник.

Тем более выручает Христос тех, на кого меньше возложено: с них меньше спросится. Они клятв не произносили, обетов не давали, живут, как получается. Но священнику, который должен больше выполнить, больше и прощается.

Заповедь Христа зовёт нас не к «положенному», а к совершенству, полноте во всём. То есть к подлинному, настоящему. Все, что меньше этого, — ложь, подделка, фальшь. Неправда — это же не полная правда.

Часто люди рассматривают свою жизнь и, к сожалению, видят только «мелкие недочёты»: «Господи, Ты мне помогал, а я всё равно не доделал, не выполнил в малом». Такому трудяге, который старается и, как ему кажется, имеет больше других, нелегко признать себя нищим. Но это именно так.

Между прочим, если кто-то богаче прочих и всё-таки ворует у Бога, то он подлее. Как ворует? Тем, что считает не важным хоть малое невнимание к остальным, расслабленность, равнодушие, переменчивость, неполную цельность. Умом понимает — душа молчит, душа говорит — ум вялый, душа и ум вместе кричат — а тело немощно. Вот уже и ложь, отсутствие цельности.

Важно понять, что мы не честны, и стараться не обманывать других. Люди могут поверить в нашу искренность, когда в нас вспыхнет какое-то чувство, но всё остальное — пустота, ложь. И получается, что минутной искренностью человек входит в жизнь другого — и потом, когда искренность теряется, окрадывает его душу. Это очень опасно, а у нас бывает на каждом шагу.

Именно так я понимаю слова, с которыми священник обращается к Христу на каждой Литургии — от всех и каждого: «целования Тебе не дам, как Иуда». Не способны мы, грешные, на верность во взаимности, не можем относиться к Спасителю, как Он — к нам. А всё, что меньше такого отношения, — Иудино целование. Прости нас, Господи!

Ну, а если мы не можем так относиться к Богу, то можем ли — к другому человеку? Нет, конечно! Хотя грешник всё-таки в состоянии сделать другого грешника счастливым, если скажет: «Прости его, Господи, как меня! Прости!»

Есть единственное настоящее богатство — то, которое у Христа: нетленное, вечное, навсегда. Даже если на земле кому-то на жизнь хватит средств с избытком и гробницу ему построят великую, всё равно человеку этого — мало.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий