(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; и кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5. 21-26). Сегодня мы начинаем разговор об этой заповеди.
Заповеди Христа — краткие. Мы уже говорили, что каждая из них вмещает в себя все. Когда Господь рассказывает о Своей жизни (то есть о новой заповеди, которую предлагает людям), Он выражает это в немногих словах. А здесь — иначе, потому что Христос говорит о заповеди Ветхого Завета, данной пророками народу иудейскому. Спаситель объясняет её в свете Своего прихода на землю.
Ветхозаветный народ был грубым. А человек, принимающий прощение от Христа, хотя бы на время становится цельным и воспринимает свою природу такой, какой она была изначально дарована нам Богом. Другими словами, он выздоравливает.
Мы привыкли быть больными — это естественно для падшего человека. И не помним, как бывает без болезни. А тот, кто вкушает милость от Христа и соединяется с нею, неожиданно воскресает, какое-то время может мыслить, чувствовать — как здоровый. Тогда ветхие заповеди кажутся ему узкими. Он представить себе не может, как это — украсть у ближнего своего? Или убить? Подобное желание кажется странным.
И проявления греха человек начинает видеть иначе — в самом маленьком, ничтожном различает его многообразные действия. Дух Христов просвещает людей, соединяет с Господом — и мы воспринимаем Его ведение.
Ветхие заповеди Христос объясняет тем, у кого здоровый ум, сердце (ум и сердце здесь — одно). И для нас эти заповеди являются неким критерием, который помогает проверить себя. Если для меня «не убий» — значит только не зарежь, не повесь, не растерзай, то с Христом я ещё не встретился. Когда же становится понятно, что значит «не убий» у Христа, то встреча с Ним уже произошла.
Какова же разница между ветхими и новыми заповедями? Ветхие заповеди позволяли падшему человечеству не исчезнуть сразу, а дождаться Спасителя. Они не утверждали жизнь, а замедляли распад. Всё равно люди крали, убивали. Многие не понимают, например, как пророк Давид писал Псалмы — и безобразничал? Или Соломон создавал мудрые книги — и вёл бесчестную жизнь?
До прихода Спасителя падший человек мог какое-то время сохранять благо, но благо всё равно гасло. Мог сопротивляться злу, оно не так быстро его охватывало, но так или иначе — завоёвывало. Древнему человеку говорили, чего делать не надо.
Христос говорит иначе: «Живи!» И Его заповеди — это заповеди жизни. Он объясняет слепоту людей, которые не видели, где и как убивают.
Заповеди ветхие позволяли обороняться, противостоять разрушению. Заповеди Христа — победные: не человек должен бегать от зла, а зло — от человека.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)