ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Сегодня давайте начнем с чтения Евангелия от Матфея. Откройте, пожалуйста, 5 главу, стихи 13-48. Это довольно большой отрывок, который идет после заповедей блаженства. Начинается он словами Христа: «Вы соль земли».

Это стоит прочитать сразу, потому что все здесь объясняется последней фразой Спасителя: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». В заповедях блаженства рассказывается о том, как живет Царствие Божие. И эта жизнь в единстве предлагается нам, причем – Самим Отцом.

Я редко встречал людей, которые включают эту заповедь в свою христианскую жизнь как необходимую. А она – обязательна, как и все остальные. В заповедях, которые подводят к ней, Христос раскрывает наше несовершенство, показывает его. Бог говорит о жизни, но человеку трудно ее понять. По древней привычке мы считаем жизнью наше земное существование. А Священное Писание называет это тенью смерти. Под ней люди не живут, они уже умерли. И не только те, кто лежит в гробу. Господь пришел спасать нас от такой нежити.

Жизнь есть только у Него. Она никогда не заканчивается, всегда благая, умножается, растет, в ней нет никакого недостатка. Эта жизнь, прежде всего, немыслима в одиночестве. Она подается в соединении человека с Богом, другими людьми. И такое соединение – естественно.
Христос позже пояснит, что две заповеди о любви к Богу и человеку – невозможны одна без другой. Если любишь человека и не любишь Бога, то, значит, в человеке не замечаешь Божиего. Если любишь Бога, Которого не видишь, но не любишь людей, которых видишь, то это, по меньшей мере, странно.
Вечная жизнь забывает про себя. В этом чудо: другой наполняет мою жизнь смыслом и радостью. И это – взаимно. Жизнь возможна только во взаимности. Заповеди Христа будут нам напоминать: когда взаимности нет, мы не имеем права строить духовные отношения с людьми. И нужно ожидать, пока они будут к ним готовы.

А еще жизнь полностью свободна: в ней нет ограничений, все возможно. В ней не бывает боли, печали, просьб, воздыхания, малейшего ощущения, что чего-то не хватает. Потому что есть все. С избытком, с изобилием.

Жизнь никогда не изменяет, не уменьшается, а только растет (и про это будет говорить Христос). В ней все до конца, полностью, никогда – наполовину. Во всем она цельная. И когда мы встречаемся с чем-то, что меньше ее, не будем путать это с жизнью вечной.
Ее Носителем на земле впервые стал Христос. Он смог поделиться жизнью с другими, которые попросили их спасти. «Спаси!» и «Поделись вечной жизнью, ведь мы умираем!»  – это равноценные просьбы.

Христос пришел на землю, когда абсолютно все люди нуждались в спасении. Иных не было. Никто не мог выбраться из нежити самостоятельно. Но и тут обязательно нужна взаимность: с жизнью соприкоснулись только те, кто признал, что у них ее нет. Потому что они сами от нее отказались, предали, стали жить для себя, а не для другого, захотели своего: «Да будет воля моя!». В этом и заключается измена Вечности.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)

Добавить комментарий