ТАЙНЫ ЦАРСТВА

Христос воскрес. После этого Он сорок дней являлся апостолам, учил их тайнам Царства Небесного.

-Что это за тайны? – спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. – Нам же интересно их знать.
-Конечно! – соглашается батюшка. И продолжает: – Целое – не делится. Но реальность такова, что мы можем разделить проповедь Господа о Царстве Небесном на две части: до Его страдания и после воскресения.

-Тут есть разница?
-Безусловно. Когда Христос учил о Царстве Небесным до Своего страдания, Он объяснял, что оно – не в слове, а в силе. Слово было необходимо, чтобы обозначить эту силу.
-Чтобы поняли?
-Но если кто-то услышит слово и подумает, что он уже в Царстве, то ошибется: его еще надо получить.
Бог послал на землю Своего единородного Сына. Когда Он сюда пришел, волхвы спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский?» (от Матфея. 2. 2).
-И само Царство открывалось в ночь Рождества.
-Ангелы славословили: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Господь начал Свое общественное служение, крестился. И Дух Божий почил на Нем. Из пустыни после искушения Спаситель возвратился в силе Духа. И это опять – явление Царства Божия.
Христос стал проповедовать Евангелие Царства. Это отметил евангелист Марк (1. 15). Суть Его проповеди в том, чтобы явить силу Царства. Так оно и было. Люди, которые приходили послушать Христа, исцелиться от недугов, больше нигде не могли получить помощи. Только через Господа Царство Славы являло себя над ними.
-Да, именно в силе, в действии.
-Слово Господа было – как неземной свет, светящий во тьме. Тьма не могла его поглотить. Этот свет доходил до сидящих в тени смертной (от Матфея. 4. 16). И тут тоже – явление силы Небесного Царства: людям открывались и познание Бога, и пути в Вечность.
Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» – и остальное приложится (от Матфея. 6. 33). Поставил эту задачу перед нами – как основную в жизни.
-А когда Он воскрес, что изменилось?
-Христос явился ученикам – и это было явление Самого Царя Славы. Спаситель – не просто представитель Небесного, Божественного мира. Он Царь этого мира, Который пришел на землю как человек – в «рабьем зраке». Теперь этот «рабий зрак» был сброшен.
Ученики пугались, ужасались. А Он говорил им: «Мир вам!» (от Луки. 24. 36; от Иоанна. 20. 19). Умирял души апостолов, просвещал, сообщал им благодать: «Примите Духа Святого!» (от Иоанна. 20. 22).
Почти в первом Своем явлении Спаситель дал ученикам власть разрешать, отпускать грехи. Апостолы испытывали радость рядом с Христом, в них рождалось новое восприятие и своего призвания, и вообще окружающего мира.
-Несомненно!
-Что это такое – видеть воскресшего Бога и Спасителя? Конечно, великое счастье.
Накануне Своих страданий Господь говорил ученикам, чтобы шли в Галилею. Они будут еще в пути, а Христос их предварит, встретит (от Мафея. 26. 32).
И действительно так произошло (см. от Иоанна. 21. 1-18). Христос явился апостолам на берегу Тивериадкого озера. Они тогда трудились всю ночь – и не поймали ни одной рыбы.
-А когда настало утро, увидели на берегу Господа.
-И пришли в недоумение: неужели это Спаситель? Словно тень пробежала.
Христос благословил учеников – и они поймали огромное количество рыбы. Приплыли к берегу, вытащили сеть. Увидели встречающего их Христа. Можно представить, как они восходили к Нему. Он же находился на берегу, на возвышенном месте.
И Христос пригласил их к трапезе.
-Все оказалось готово – и рыба, и хлеб…
-Эта Божественная трапеза была исключительным случаем. Апостолы не сомневались, что рядом с ними воскресший Христос, их Божественный Учитель. Не спрашивали Его ни о чем, а в тишине, в сокровенном духовном общении провели время со Спасителем.
-А чему Он их учил?
-Тому, как таинственно рождается Царство Божие внутри человека. Господь и раньше рассказывал об этом. Вспомним евангельскую притчу о горчичном зерне, которое меньше всех семян, но из него вырастает огромное дерево (от Матфея. 13. 31-32). Или притчу о закваске, которая может изменить изнутри огромное количество теста, в несчетное число раз превосходящее по объему саму закваску (там же. 33). Тут показана природа Царства.
Чтобы его наследовать, человек должен себя понудить, оставить, продать какие-то чисто земные интересы – и купить поле, где в земле скрыто сокровище (там же. 44). Чтобы это сокровище Царства, находящееся внутри человека, стало его достоянием. Причем, Слава Царства – вроде и во мне, и не моя.
-Поразительно!
-Накануне Вознесения Господь сказал ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие…» (от Марка. 16. 15).  И, наверное, если бы они не напитались силой Царства Небесного, им было бы трудно так дерзновенно нести весть о Христе языческому миру, не знающему Бога. В одиночку выйти на проповедь. Представь себе: один человек – на целую страну.
-Двенадцать – на вес мир!
-После Вознесения Господня апостолы возвратились в Иерусалим с радостью.
-Даже «с великой радостью» (от Луки. 24. 52).
-Ведь Спаситель обещал им обетование от Отца – сошествие Святого Духа. И когда это произошло, разрешилось все, чего они еще не понимали.
Суть апостольской проповеди в том, что Христос пострадал, умер, воскрес – и явление Его силы мы видим. Из этого родилась Церковь.
Каждый день она просит Отца Небесного: «Да приидет Царствие Твое!» Оно всегда наполнено, пронизано энергиями благодати. В нем нет печалей, воздыхания. Там Бог – все для всех.
На нашем Богослужении торжественно звучит: «Твое есть Царство и сила и слава». Тут все направлено к Вечности, к Творцу и Создателю: «Да подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение», «Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославленна». Какие чудные слова! И то, чего мы жаждем, во что верим, обязательно придет.
-А ведь слова «царь, «царство» – непонятны для нас.
-Остались в прошлом. Царь – это могущественный повелитель. Его воля все решает, все определяет.
-Страшное дело!
-Да, на земле. Из Библии мы знаем, какие разные были цари. На смену благочестивому правителю приходил нарушитель Божиих заветов.
Но в Небесном Царстве «воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» (Псалом 145. 10). Чудные псаломские песнопения так трогают душу!
-А почему на берегу Тивериадского озера Господь трижды спрашивал Петра: «Любишь ли ты Меня?» (от Иоанна. 21. 15-17)?
-Всякий отход от Бога приводит к охлаждению веры, малодушию, нежеланию внимать заповедям Божиим. Но малодушие может прийти, когда человеку страшно. Именно в такой момент Петр отрекся от Христа: «Не знаю человека Сего» (от Марка. 14. 71). Как – «не знаю»?!
Сейчас это свойство нашего мира: «Не знаю Его! Может, Он есть, может, нет…»
-Но тогда Христос был рядом.
-И Он восстанавливал Петра перед Церковью, апостолами.
-Зачем?
-Петру нужно было возглавить апостолов. Он был кремнем, камнем веры. Сам Отец Небесный открыл ему, что на землю пришел Сын Божий (от Матфея. 16. 16).
Когда Христос в третий раз спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?», – апостол опечалился: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя».
Есть такая закономерность: чем больше благодати дается людям, тем легче им соскользнуть в пропасть. Солнечный луч все время падает прямо. И духовному человеку надо идти так же прямо. Но как это сделать? И Бог дает ему возможность быть уравновешенным. Захочет человек уклониться, впасть в гордость – и тут же вспоминает: «А я отрекался от Христа!»
-И гордиться нечем…
-И чем больше благодати, тем больший нужен противовес из рассудительности, смеренномудрия, понимания нашей природы: а ведь я могу полететь в ад головой.
-Но хочется в Рай.
-Не только хочется, а надо!
Всю жизнь мы учимся откровению о Царстве. Нам нужен труд, чтобы все это усвоить, чтобы оно стало нашей жизнью, мировоззрением, радостью, чаянием.
Тяжело живется людям, порой даже лихо приходится. Но мы знаем: через некоторое время уже пройдет то, что переживаем сейчас. Чаяние Царства помогает человеку пройти через испытания. Каждой клеткой тела, всей душой нам хочется свободы чад Божиих. К этой свободе мы призваны. И ее дает нам воскресший Христос.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий