ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; и кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5. 21-22).

Здесь, как мы уже говорили, Христос обращает наше внимание на древнюю заповедь и объясняет нам, что такое убийство.

Человека судят за все его дела. Каков же результат этого суда? За всякое зло мы приносим покаяние, за добро — благодарим Бога. Подобное отношение справедливо к любому делу — моему и чужому. Праведный судья без искажения видит жизнь и её разрушение. Приветствует, ликует, благодарит, славит жизнь и её Подателя. И православный — это тот, кто правильно славит Бога. Человек, который не может искренне, без лукавства Его славить, находится вне веры.

Чтобы исполнить заповедь Христа, требуется целый путь, на котором нам придётся учиться слышать в себе суд совести. И тут церковная традиция помогает людям. Поначалу они исповедуются раз в год, потом — каждый месяц. На исповеди проверяют свои отношения с Богом и людьми.

Накануне Великого поста в Прощёное воскресение эта проверка отношений бывает общей. Мы встаём перед судом (пока из-под палки, вместе с Церковью) и спрашиваем себя: кого я убил в своей душе? хочу ли, чтобы он ожил, приняв от меня прощение?

На этом суде нас прощают — и мы тоже прощаем. Но всё-таки не будем забывать: начинать надо с личного исполнения заповеди. И если не получается выполнить её в совершенстве, опять же пойдём в храм на исповедь.


Искреннее, до конца покаяние могло бы изменить сердце и ум, вновь создать их. Зло перестало бы быть сокровищем для нас, мы бы увидели: это грязь, сор, которые нам не нужны. Тогда и бороться с собой уже не надо: узнал благо — и никто его у тебя не отнимет, ничто не заменит.

Но не так, к сожалению, происходит с нами: раскаяться решительно, бесповоротно мы не сумеем, пока сердце не ожило. И потому склоняем голову под епитрахиль, а священник в помощь нашему малому сокрушению читает над нами разрешительную молитву.

«Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону». «Рака» обычно переводят как «пустой», но значение этого слова шире: некачественный, ни к чему хорошему не пригодный, недоделанный. Тот, кто произносит это слово, подлежит синедриону — высшему церковному собранию. Почему?

Человек здесь богохульствует, выступает против Господа, Его откровения и творения. Каждому из людей Бог говорит: «Ты можешь быть Мне сыном, вырасти в эту меру». А человек возражает: «Нет, Ты лжёшь! Этот — точно недоделанный!»

Часто люди говорят подобное о самих себе. Многие недовольны тем, как они созданы. Это похоже на самоубийство — то же убийство, но более безжалостное. Здесь проявляется бунт против всей жизни, Бога и Церкви. Но человек может вернуться к себе — доверившись Богу. И тот, кто узнал прощение, со временем начнёт удивляться тому, что не догадывался, как можно жить. И каким быть.

Почему ещё подлежит синедриону тот, кто называет брата пустым, никчёмным? Посмотрите на разбойника, распятого рядом с Христом и первым вошедшего в Рай, на апостолов или Лазаря, друга Господня. Кем они были до встречи со Спасителем? Никем. Но по милости Христа переменились, вернули своё сыновнее достоинство.

Понятно, что речь в заповеди идёт не о древнем, а о духовном синедрионе — суде совести людей, узнавших Христа. Господа упрекали за то, что связался с мытарями, блудницами. Страшными, ужасными, безобразными! Но они стали детьми Божиими, обрели богоподобность (см. Мф. 21. 31). И Спаситель будет судить каждого: «Ты нашего рода или нет?»

Не всякий может догадаться, что он — чадо Божие. Но сколько людей стало украшением человечества! А ведь их почти все презирали. Апостол Павел даже писал, что они — «как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1 Кор. 4. 13). Недаром Христос сказал: «нищие благовествуют» (Мф. 11. 5).

Современные христиане почти не понимают такого преображения человека. Им часто кажется, что сынами Божиими могут стать только люди благовоспитанные, крепкие, красивые и так далее. Но, повторю: каждый, кто ответил на призыв и милость Бога, тем самым согласился стать избранным (см. Лк. 14. 24).

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий