«ОЛУХ ЦАРЯ НЕБЕСНОГО!»

В толковом словаре Владимира Даля слово «олух» объясняется так: «простак, простофиля, разиня, ротозей». Тут же приводится пример использования этого слова: «Олух Царя Небесного!» Именно так — с восклицательным знаком. Но какой особый простак может быть у Самого Небесного Царя? И почему память о нём сохранилась в русском языке?

Самое вероятное, что слово «олух» образовалось от скандинавского имени Олаф. История эта такая. У крестителя Швеции короля Олафа была дочь принцесса Ингигерда. К ней посватался Норвежский король — тоже Олаф по прозвищу Толстый. Был он «невысок, коренаст и силен», имел «глаза красивые, взгляд острый», — сообщает «Сага о святом Олафе».

Норвежец уже проявил себя как настоящий викинг: с двенадцати лет воевал сначала с датчанами против англичан, а потом пожалел английского короля Этельреда II Неразумного — и перешёл к нему, помог вернуться на престол.

Англичане познакомили Олафа с христианской верой, и примерно в девятнадцать лет он крестился. Христа принял глубоко и искренне.

В 1015 году (ему двадцать лет) Олаф задумал удалиться на Святую Землю. Но во сне ему явился грозный муж и велел отказаться от этого намерения: «Возвратись в свою вотчину, ты навеки будешь конунгом (королём) Норвегии». И Олаф послушался. Став королём, объединил разрозненные части страны в единую Норвегию и крестил свой народ. С 1024 года христианство стало единственной религией в государстве.

Король Олаф, как всякий викинг, был по-военному прям и прост. Где не удавалось договориться с людьми, быстро брался за оружие и наказывал непокорных подданных. Он навёл порядок: никому не позволял красть, разбойничать, производить неправедные суды. Провинившихся наказывал — вплоть до смерти. Невзирая на лица.

Олаф хотел жениться на шведской принцессе Ингигерде: это помогло бы уладить со Швецией спорные территориальные вопросы и прекратить приграничные войны. Ингигерде нравился решительный норвежец, к тому же христианин, как и она сама. Но отец её не любил Олафа. И хотя о свадьбе уже договорились, выдал дочь за другого — Ярослава Новгородского, сына великого Киевского князя Владимира.

Олаф Норвежский женился на сводной сестре Ингигерды — и стал свояком новгородской княжеской четы.

Люди часто хотят справедливости, но только предпочитают, чтобы справедливо поступали другие, а не они сами. Норвежцам надоело жить в нравственной строгости — и они изгнали короля Олафа из страны. Им помог король Дании Кнут Могучий — и сам стал править Норвегией.

Вместе с сыном Олаф приехал к своякам в Великий Новгород. Ярослав Мудрый уже был великим князем Киевским, но часто посещал любимый город, жители которого всегда помогали ему в критических ситуациях.

Ярослав с женой приняли норвежских родственников очень тепло. Олаф оказался человеком удивительным: король — и при этом христианский подвижник. Господь дал ему дар исцеления — и княгиня Ирина (так звалась в Крещении Ингигерда) посылала к нему больных.

Олаф молился и просил Господа указать ему верный путь в жизни. Думал он опять же о Святой Земле и монашеском постриге. Но тот же грозный муж снова явился ему в сонном видении и велел возвращаться в Норвегию: «Там твои владения».

Олаф с небольшим войском отправился на родину и погиб в бою. Норвежцы быстро раскаялись в убийстве своего короля. Кнут Могучий, которого больше не сдерживало присутствие Олафа на этом свете, показал крутой нрав, притеснял народ.

Но Олаф навсегда стал королём Норвегии! Через год были обретены его нетленные мощи — и святой теперь считается небесным покровителем своей страны.

Почитался святой Олаф и в России. Храмы его имени стояли в Новгороде и Старой Ладоге. Но в какой-то момент он выпал из «списка» святых — и тут нет ничего особенно. Его свояк благоверный князь Ярослав Мудрый только лет пять назад вернулся в православные календари. И у всех Ярославов, крещённых в его честь, наконец, появились именины.

Но как Олаф превратился в нарицательного «олуха Царя Небесного»? Да ведь он повёл себя, будто простак, ничего не смыслящий в земных делах. И при этом выполнил волю Божию о себе. А норвежцы поступили, как обычно поступают люди: убили — и потом только поняли, кого.

Удивительно, что шведская принцесса Ингигерда и сама стала святой благоверной княгиней Анной Новгородской, и оба претендента на её руку — тоже во святых. А может, ничего удивительного тут нет? С кем дружбу поведёшь, такую жизнь и проведёшь.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

29 июля — память святого благоверного Олафа Норвежского

Добавить комментарий