ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

С заповедями Христа мы знакомимся в том порядке, как Он раскрывал их ученикам. Повторю, что заповеди — это законы, по которым строится жизнь. Если люди хотят жить, они стремятся их узнать.

Сегодня перед нами сразу две заповеди. Они нераздельно связаны, поэтому прочитаем их вместе: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5. 23-24). И дальше: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5. 25-26).

Много раз мы с вами повторяли, что слова Христа, конечно, имеют историческое значение: они важны для тех людей, которые находились рядом с Ним. Но Бог присутствует везде, и слово Его верно, значимо для всех: в любом месте и в любое время оно имеет широкий, полный смысл. Хотя и в частностях проявляется тоже с силой и правдой.

Интересно вступление Христа к этим двум заповедям: «Итак…» Господь как будто подводит итог, делает вывод из сказанного прежде. Что это было? Во-первых, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот наречётся великим (см. Мф. 5. 19). Во-вторых, Спаситель объясняет ветхозаветное установление: «не убивай» (см. Мф. 5. 21).

И после этого Он говорит о примирении. С кем? Первая заповедь предлагает мириться с братом, вторая — с соперником.

В сегодняшних заповедях есть одно слово, которое требует личного отношения, а не только знания истории или веры: «жертвенник». Спаситель с этого и начинает: «если ты принесёшь дар твой к жертвеннику». Когда, почему люди ходят к жертвеннику?

Ветхий и Новый Заветы всегда объясняют нам то, что мы хотим понять. Причём Евангелие призывает знать первенцев — тех, кто открывал одну из тропинок к Богу. И этим жить. Так вот, жертвенник понадобился Адаму, когда он согрешил.

Ветхозаветная жертва многое выражала: она свидетельствовала о том, что человек стал чужд Богу и Бог для него отныне — труден. Люди привыкли прежде всего брать, им тяжело отдавать что-то другому, особенно если оно — самое лучшее.

Принесение в жертву чистого агнца, ягнёнка, тельца свидетельствовало о том, что зло Адама и всех его детей всегда ложится на невинное существо, раня и убивая его. И это было откровением человека о своей жизни: он попрал самое дорогое в ней — единство с Богом и людьми; их желания, волю, жизнь принёс в жертву своей самости.

Но в жертвеннике выражалась и великая надежда, даже уверенность человека: за ним придут, его выручат из гибельного одиночества, простят. Такое могло произойти только в одном случае: если Бог примет на Себя весь удар зла, все людские грехи. Жертвенник означал ещё ожидание того, что Господь пострадает за Своих детей — и тогда они оживут, вернутся к единству с Ним.

Чтобы спасти наш мир, на земле должен был родиться Сын Первенец в самом высоком смысле слова — непорочный, чистый. Первый от людей. Вы помните, как Авраам приносил в жертву сына Исаака — и потом по воле Божией заменил его на агнца. Но сын этот был первенцем от Сарры, а до него у Авраама родился другой сын — от рабыни. Все человеческие ветви уже были нечистыми.

Оказывается, в жертвеннике и даре, который к нему приносится, содержится полная исповедь человеческой веры: мне нужен Спаситель, я пропадаю от своего зла, но не забыл настоящей жизни, которую предал, хочу, чтобы она вернулась и знаю, что вернётся только благодаря Тому, Кто примет на Себя мой грех, смерть. Я оживу тем, что Он не откажется от меня. В самом этом слове «жертвенник» содержится всё ведение человека об отношениях с Богом и ближними.

А теперь другой вопрос: что такое дар? Из Ветхого Завета мы знаем: в жертву Богу приносились плоды человеческой деятельности, в частности, начатки урожая, животные. Это свидетельствовало о том, что подлинная жизнь человека начинается, когда он всё лучшее, главное отдаёт другому.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий