ПСАЛОМ ЧЕТВЁРТЫЙ

Окончание. Начало в № 7)

Мы продолжаем читать четвёртый псалом пророка и царя Давида. Следующий стих звучит так: «И уведите (вам будет открыто), яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» (4).

Бог вложил в человека Свой образ и подобие, но каждый из нас носит на себе язвы прегрешений. И преподобные стараются жить так, чтобы образ Божий проявлялся в них. Самый великий чин святых в нашей Церкви — именно преподобных отцов и матерей, удалившихся от всего суетного, искавших единого на потребу.

Удиви — значит, сделает преподобного вызывающим удивление, чудным. Удивление вызывал у современников святой Серафим Саровский, когда люди видели его преображённое лицо, сияющее, как солнце.

В некоторых изданиях Псалтири слово Преподобнаго напечатано с большой буквы: вероятно, оно относится к Самому Богу. И это можно принять как пророчество о Христе: Спасителю удивлялись все народы, встречавшиеся с Его словом.

Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Тут пророк Давид опять возвращается к тому, что было вначале псалма. Живое единение с Богом у него никогда не прерывается, Господь всегда слышит псалмопевца.

В следующем стихе царь обращается к людям и раскрывает часть Божиих заповедей: «Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (5). Есть целые псалмы, которые можно назвать учительными. Что же объясняет здесь Давид?

Гнев — это страсть, смертный грех. В гневе человек выходит из себя, теряет разумное отношение к окружающим. Будто буря несётся в мыслях, чувствах, выражениях, поведении. Но гнев как природное состояние иногда не осуждается Богом, а засчитывается как добродетель. Скажем, ты замечаешь в себе склонность к пороку — и тогда употреби гнев: как острие меча, он отрежет сильное ненужное движение души.

Святые отцы считали: это единственно верное употребление гнева. После него человек прозревает, радуется, что не нарушил закон Божий — и в душе его наступает тишина, даже умиление: на ложах ваших умилитеся. Вот как, оказывается, можно преодолеть влияние злой силы.

«Пожрите жертву правды и уповайте на Господа» (6). Пророк Давид говорит тут о жертвоприношениях. Они были установлены Самим Богом — и в Книге Левит подробно рассказывается о том, что считается жертвой и как её приносить.

Обычно в жертву приносился агнец непорочный. Да ещё десятую часть дохода люди отдавали в храм, там же оставляли первые плоды урожая.

Богач мог подумать: «Я сейчас полхрама жертвами завалю! От всего откуплюсь — от грехов, пороков, преступлений!» Но такая жертва не была угодна Богу. Господь смотрел не на размер жертвы, а на сердце человека.

Что могли принести Ему люди? Он Сам говорит нам: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих… Ибо всё это соделала рука Моя… А вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушённого духом, и на трепещущего пред словом Моим» (Исаия. 66. 1-2).

Спаситель тоже открывал ученикам: для Бога две мелкие монеты — лепты, принесённые в храм вдовицей, больше жертв обеспеченных людей: «ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк. 12. 44).

Пророк Давид подчёркивал: пожрите жертву правды. Не случайно тут снова повторяется слово «правда». Настоящая жертва должна быть принесена с желанием прославить Бога. И в общественном плане лучшая жертва — это справедливость и милосердие, а в личном — «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50. 19).

Часто человек помолится — и тут же требует изменений. То же самое происходило с жертвой: её приносили — и сразу ждали воздаяния от Бога. Но псалмопевец предупреждал: уповайте на Господа. Если жертва принесена от сердца, Он услышал вас. Но дальше вы не ропщите: почему результатов нет? Сохраняйте надежду и то настроение, с которым приступили к жертве и молитве.

«Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (7). С глубокой древности перед людьми стоит вопрос: где источник добра и благости на земле? Народы переживали войны, засухи, голод — и спрашивали: «Кто даст нам всё необходимое? Царь, герой, реформатор?»

У языческих императоров люди просили хлеба и зрелищ. Но настоящее благо — больше, чем хлеб сию минуту. Это то, что всегда необходимо человеку и не отнимется у него, будет с ним.

Вспомните, как к Спасителю пришёл юноша и обратился к Нему: «Учитель благий!» А Господь отвечает ему: «Никто не благ, только один Бог» (см. Мф. 19. 16-17).

Юноша видел, что слово Христа с силой действует на сердца людей, поэтому назвал Его благим, но всего лишь — Учителем. Учителя нужны, и те, кто трудится в области просвещения, достойны всякой похвалы. Они несут людям знания, но не открывают вечный источник Божественной силы, как это делает Спаситель.

В ответ на вопрос: кто явит нам благая? — пророк Давид указывает, где скрывается благо: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Благо — в Боге, в этом внутреннем свете, приходящем к нам от Него.

И Христос говорит о том же: «Светильник тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Мф. 6. 23). Этот светоч есть внутри каждого человека. Потому-то следует прежде всего искать Царствия Божия, правды его — и тогда на лице будет отражаться Божественный свет, как это было у пророка Моисея, христианских подвижников.

Споры о том, откуда приходят благо и зло, продолжаются бесконечно. Нам не стоит ввязываться в них. Вопрошайте — и Господь укажет вам на праведников, имевших преображённый лик. Один Бог — Источник блага.

«Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася» (8). Пророк Давид всегда имел внутренний свет, который возвышал, освящал, веселил его душу. И он благодарил Господа за это веселие в сердце. А что на сердце у человека, то и на лице.

В Библии Господь обращается к Каину и говорит: «…отчего поникло лицо твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Быт. 4. 6-7). От очищенного сердца идёт свет и возникает веселье.

Благоволение Божие к людям проявляется в изобилии плодов и всего, что необходимо для нашей жизни: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. Хлеба, вино, елей — это то, о чём всегда молится Церковь. Колосится в поле нива, обещает большой урожай — и мы радуемся красоте и богатству, которые даёт Бог человеку.

И последний стих: «В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси» (9). Благодатью веры преодолеваем мы все скорби и испытания, которые встречаем в жизни. Господь даёт  нам силы для этого.

Порой мы пьём полезный напиток — и тепло разливается по телу, открываются мысли, веселятся чувства. А потом засыпаем в мирном настроении. Усну и почию — погружусь в глубину покоя, тишины, потому что Господь вселил в сердце упование на Него.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ

Добавить комментарий