В одной семье родилась девочка. Прошла неделя — её никак не назвали. Прошло две недели — она ещё без имени.
— В чём дело? — спрашивали родные и друзья.
— Это очень ответственный момент. Ей с этим именем жить! — отвечали родители.
Звучало убедительно. Наконец назвали: Ариной Ивановной. Христианское имя Ирина почему-то заменили простонародным крестьянским вариантом.
Рассказываю эту историю Людмиле Павловне САХАРОВОЙ, начальнику Чертановского отдела ЗАГС города Москвы. Она улыбается и говорит:
— Имя — это первый подарок, который родители делают ребёнку. И оно должно нравиться, быть благозвучным.
— Но есть в имени глубокая тайна и смысл. До рождения Христа на земле у Него уже было имя Иисус — Спаситель. И в вечности нам обещаны новые имена, выражающие суть каждого человека.
— Вот почему ещё родителям надо хорошо думать, как называть детей.
— Вы ведь занимались историей русских имён?
— Да, и это очень интересно. В древние времена давали так называемые домашние имена. Иногда — порядковые: Первой, Второй… Порой смотрели на внешность младенца: Беляк, Черной, Жук, Толстой…
— Теперь так называют котят.
— Иногда детей нарекали устрашающе, чтобы никакая злая сила к ним не подступилась: Шумило, Грозило. Или пожелательно: Услада.
Когда человек попадал в некое сообщество, как сказали бы сейчас, в социум, и проявлял себя, он получал прозвище — по самой яркой черте: Воевода, Воин, Кривой…
Отдельно стояли двухосновные княжеские имена — Владимир, Святослав, Всеволод. Они прославляли людей.
— Владимир — владеющий миром! Многие благоверные русские князья после Крещения Руси прославили свои имена, стали святыми.
— Когда к нам пришло христианство, в именах произошли большие изменения. Младенцев нарекали по церковным календарям — святцам.
Христианские имена каждый народ приспосабливал к себе, своему произношению.
— У нас Варвара — на западе Барбара.
— А в России Ирина становилась Ариной, Иоанн — Иваном, Акилина — Акулиной, Косма – Кузьмой…
Порой возникала путаница в написании имён. Я видела в церковных книгах, что мальчика, скажем, нарекали Иоанном, а священника, крестившего ребёнка, записывали не Феодором, а Фёдором.
— Много вариантов имён и фамилий появилось благодаря «грамотности» писарей. Искажения передаются из рода в род.
— Приблизительно в XIV веке древнерусские имена ушли, и в официальных бумагах их использовали только в исключительных случаях.
Существовал большой разрыв между количеством мужских и женских имён. Это какие-то несопоставимые цифры! В V веке в христианских календарях было 181 мужское имя, а женских — только 11. На грани XIX-XX веков мужских — 863, женских — 232.
— Сколько святых появилось! И больше мужчин.
— Много изменений с именами произошло после революции 1917 года. Во времена больших катаклизмов это всегда бывает: люди начинают заниматься имятворчеством. Тогда появились Даздраперма («Да здравствует первое мая!»), Вилен, Владилен (от Владимира Ильича Ленина), Перекоп.
— Красный командир Будённый назвал дочь Перкармой — «Первой конной армией» в сокращении. И дальше жена старалась, чтобы муж не узнал про срок родов, и называла детей по-христиански.
— Люди не задумывались, как ребёнок будет жить под таким одиозным именем. И примерно в 1930-е годы эти девочки и мальчики меняли имена на общепринятые. В языке остались только благозвучные Вилены, Владилены, но теперь никто не вспоминает, откуда они взялись.
В XX веке в городской среде совсем ушли от «деревенских» имён: Дарья, Анастасия, Акилина. Вошли в моду Татьяна, Людмила, Наталья…
— А ведь вы точно определили: мода на имена.
— Она и сейчас сохраняется. В 1990-х годах опять началось брожение умов, но тут люди стали возвращаться к старинным христианским именам.
— Положительное «брожение».
— Сначала появились Анастасии, потом Дарьи. Давным-давно так никого не называли. В 60-х годах почти не встречались Насти. Лиза была только у Тургенева в «Дворянском гнезде».
— А сейчас?
— В Москве это имя входит в десятку самых распространённых. Но на первом месте — Софья или София. Ежегодно так называют 3,5 тысячи девочек. А дальше идут: Мария, Анастасия, Полина, Дарья, Анна, Екатерина, Виктория, Александра. Очень много Варвар. А вот Вассы было всего две, хотя тоже красивое имя.
— Виктория — это ведь новое творчество.
— И Полина — вариант христианских имён Пелагия или Аполлинария. В 1990-м году в столице так назвали 350 младенцев, а в прошлом — 3,5 тысячи.
— Много! Это имя, кстати, встречается ещё у Пушкина — среди аристократок. А Людмилы, Натальи?
— Почти исчезли. В прошлом году было всего 56 Людмил. Наталий, Татьян, Ирин — тоже единицы.
— А что с мужскими именами?
— На первом месте стоит Александр. На него не действуют никакие потрясения: мальчиков часто называли этим именем и в XV, и в XIX, и в XX веках.
— А значение у него какое высокое: Александр — «защитник людей»!
— Очень часто встречаются Максим, Артём, Михаил, Иван, Дмитрий, Егор, Кирилл, Даниил или Данила (их в прошлом году было 2,5 тысячи).
Многие стали называть детей старинными княжескими именами: Ярослав, Владислав.
— Это уже в честь святых.
— В 2000-х годах неожиданно появилось имя Дарвин.
— Дарвин?
— Родители не думают, к сожалению, даже о том, как это будет сочетаться с отчеством.
— Сейчас по отчеству почти никого не зовут.
— Жаль, что это так. Меня, например, коробит, когда молодой телеведущий обращается к шестидесятилетнему мужчине: «Николай!» Неужели этот человек не заслужил, чтобы его называли уважительно — с отчеством?
В Гражданском кодексе РФ сказано, что имя состоит из трёх частей — в том числе фамилии и отчества. Это закреплено законом.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ