(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Человеку, ищущему милости у Бога, нужно примириться с братом, с которым в данный момент разделён по той или иной причине: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5. 23-24).
Эта заповедь Христа говорит о довольно сложном действии: тут есть и жертва, и жертвенник. Но внутри присутствует одна мысль: мне, человеку, нужна милость, иначе я погибаю и пропадаю. Поэтому Бог, Который делит со мной мою жизнь, становится Богом страдающим. Это выражено в самом приходе к жертвеннику.
Кажется, будто заповедь состоит из двух частей. Но у Господа всё целостно. Душа, хотя бы чуть-чуть просветлённая, поняла бы: если я хочу единства с Богом, то хочу его и со всеми людьми, чтобы они — жили и пребывали со мной. Недаром Христос утверждает: заповеди о любви к Богу и ближнему — подобны, имеют один корень и дух (см. Мф. 22. 37-39).
В Евангелии Спаситель открывает нам жизнь Царства Небесного и законы, по которым оно строится. О них мы уже не помним своим сердцем. В том Царстве забывают о себе, любят Другого, наполняются Им — и встречают взаимность.
Благая весть доносит до нас удивительные слова: небеса ликуют о кающемся грешнике, а не о том, что мы выполняем какие-то правила или добиваемся успехов (см. Лк. 15. 7). Оказывается, человек приходит к жертвеннику не в одиночестве, а приведён к нему: он уже принят Богом — и способен почувствовать, что Господь ему радуется.
Христос говорит о подлинной жизни и предупреждает: она может быть оклеветана, оболгана, подменена фальшивкой, лукава, выставлена в неполноте и несовершенстве. Для Бога нет чужих. И если я не желаю милости между мной и людьми, то между мной и Господом — тоже.
Есть ещё одна заповедь Христа (потом мы к ней придём), которая близка к этой: каким судом судите, таким и будете судимы (см. Мф. 7. 2). Суд без милости над тем, кто живёт без милости к другим людям (см. Иак. 2. 13).
Тут возникает простая картина нашего мира: без милости в нём никто не может прожить, все без неё пропадут. Вспомним случай, когда ко Христу привели блудницу. Он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8. 7).
Слова Христа ясны — и в то же время прикровенны. Фактически Он спрашивает людей: «Ну, кто из вас устоит перед правдой? Кто не погибнет перед истиной? Все пропадёте, милость необходима всем. Этой женщине — тоже».
Двойственная жизнь, когда мы перед Богом — одни, а перед людьми — иные, к сожалению, свидетельствует о нашем отпадении от веры. Трудно людям поверить в слова Христа, но Он их произнёс: что сделали одному из малых сих, то сделали Ему (см. Мф. 18. 6). Многим кажется, что Богу можно служить, если убежишь куда-нибудь в пустыню или запрёшься в пещере. Но это не так: отверг кого-то — и отверг Бога, пожалел кого-то — и уже послужил Господу.
В других притчах Христос тоже это говорит: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25. 42-43).
Выходит, две заповеди о любви к Богу и человеку — по существу одна заповедь. Правда, нам трудно бывает с людьми. Бог человека никогда не обидит, не предаст, а они — обижают, предают. Поэтому Христос просит: «любите врагов ваших» (Мф. 5. 44). И Сам Он пришёл к врагам: помогать тем, кто Его мучает, гонит, убивает.
Спаситель жертвует Собой. Настоящая жертва — Сын Божий: во время Литургии на жертвеннике лежит Он, в жертву мы приносим Его. С приходом Нового Завета тельцы и птицы перестали быть жертвой, они являлись её предтечей.
Но вернёмся к двойственности нашей жизни. О ней Христос иногда говорит прямо, а нам кажется, что Он имеет в виду что-то иное: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6. 24). Что это значит? Нельзя сейчас хотеть милости, а завтра — забывать о ней, вытеснять её из жизни.
Но христиан это служение двум господам захватывает: в храм всегда приходят с жаждой, чтобы Господь помиловал, а с годами становятся требовательными, назидательными. Об этом сказано в Откровении Иоанна Богослова: ты «оставил свою первую любовь» (2. 4).
Когда мы становимся чересчур забывчивыми, жизнь обязательно напоминает: «Ты не можешь жить без прощения, тебе нужен Спаситель!»
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)