«ОТ ДУХА ПОКАЯНИЯ»

Недалеко от подмосковного Волоколамска стоит монастырь преподобного Иосифа Волоцкого.

В центре его — каменный собор в честь Успения Божией Матери.

Там почивают мощи святого.

Игумену Иосифу было около сорока лет,

когда он пришёл сюда — к городу Волоку Ламскому,

рядом с которым находилась его родовая вотчина.

К тому времени он много повидал, многому научился.

СЕМЬЯ

Родился будущий игумен в семье Саниных. Назвали мальчика Иоанном — в честь святителя Иоанна Милостивого. Родители были благочестивы — и это очень важно: жизнь по вере стала естественной для ребёнка с самых первых дней. Когда умерла бабушка, его дед принял монашество. Этот опыт тоже попал в копилку жизни.

В семь—восемь лет Иоанна отдали в монастырь — обучаться грамоте. Он скоро начал читать и в меру детских сил изучать Священное Писание.

В двадцать лет Иоанн пришёл в Боровск к игумену Пафнутию — и тот принял его в число монастырской братии, постриг с именем Иосиф. «Восемнадцать лет преподобный находился в послушании у своего духовного отца Пафнутия, — писал племянник Иосифа Волоцкого инок Досифей, — всё он делал по сердцу его и, как верный сын, старался во всём подражать ему. Он превосходил всех, живущих по общим правилам в обители Пафнутия учеников его не только многими добродетелями, терпением и незлобием сердца, но и по телесным и естественным качествам; он был так прекрасен, как никто из находящихся в обители. С остротою ума он соединял основательность, с ясностью речи — прекрасный голос. В церковном пении и чтении он блистал… …что касалось Священного Писания, он знал всё на память», «при встречах он был весел и приветлив; к немощным был сострадателен».

ПОСЛУШАНИЯ

Иосиф трудился в поварне, потом пёк хлеб для братии и паломников. Работы было много. Преподобный Пафнутий обязательно кормил всех приходивших в монастырь, давал им с собой хлеба в дорогу.

Но самым трудным послушанием оказалось — ухаживать за больными. Рядом с немощными, страдающими людьми Иосиф повзрослел и многое понял. Его отец тоже тяжело болел, несколько лет не вставал с постели. А мать ухаживала за ним. Как они?

Иосиф поговорил с преподобным Пафнутием — и игумен разрешил ему взять отца в монастырь. Пятнадцать лет потом сын ухаживал за родителем. И мать тоже стала монахиней.

Общительный, весёлый отец Иосиф подружился с общительным, весёлым иконописцем Дионисием. Художник написал для друга образ Смоленской Божией Матери Одигитрии — Путеводительницы.

ПОИСК

Перед смертью преподобный Пафнутий Боровский выбрал себе преемника — монаха Иосифа. Митрополит и великий князь (он был попечителем обители) с уважением отнеслись к последней воле святого. Отца Иосифа возвели в священный сан и назначили игуменом.

Очень быстро сбылось пророчество преподобного Пафнутия о том, что Иосифу надо строить свой монастырь. Братия не приняла желание нового настоятеля ввести строгий общежительный устав. Потому-то через год Иосиф взял свою икону Путеводительницы и покинул Боровск. Под видом простого монаха начал странствовать по монастырям: хотел найти образец для будущей обители. И ведь нашёл! В Вологодских краях — у преподобного Кирилла Белоезерского.

На год отец Иосиф вернулся в Боровск, потом отправился на родину. Туда звало сердце. Волоколамский князь Борис Васильевич предложил подвижнику поселиться там, где он решит, и обещал помощь.

ОБИТЕЛЬ

Место для обители игумен Иосиф выбрал на берегу озера. Первую деревянную церковь в честь Успения Божией Матери ему помогал строить князь: он таскал брёвна. И свита тоже включилась в дело. А уж братия старалась! В монастырь собрались молодые и немолодые люди всех сословий. Жаждали монашеской жизни, хоть и была она строгой, суровой, скудной. Никого это не смущало: у них перед глазами находился пример, которому хотелось следовать.

Основан монастырь в 1479 году. А уже в 1486-м выстроен и освящён каменный собор. По приглашению игумена он был расписан «хитрыми» (лучшими) мастерами — Дионисием и его сыновьями. Снова встретились два друга — монах и иконописец. До сих пор в музее имени Андрея Рублёва хранится икона Смоленской Божией Матери Путеводительницы, которую Дионисий написал для иконостаса.

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Евреи, жившие в Литве, принесли в Великий Новгород ересь. Они убеждали людей, что Христос ещё не пришёл — и надо ждать другого, жить по Закону Моисея, не верить в Святую Троицу, не принимать Таинств и все церковные установления.

Сами еретики по Закону Моисееву не жили: занимались ворожбой, астрологией, давали ложные клятвы. Всё это Ветхий Завет категорически запрещает. Но лжецы действовали изворотливо: лукаво ссылались на те книги Ветхого Завета, которые не были переведены на славянский язык.

В ересь жидовствующих впали священники, она распространилась среди монахов и мирян. Первым тревогу забил святитель Геннадий Новгородский: «Станьте крепко,.. они (еретики) иконы щепляют, режут, Христу поругаются». Но в Москве реагировали вяло.

Святитель Геннадий обратился за помощью к Иосифу Волоцкому. Вместе они были мощной силой, защитившей, сберёгшей Православие на Руси. Игумен Иосиф тогда особенно проявил свои духовные и литературные таланты. А святитель Геннадий возглавил перевод всех книг Ветхого Завета на славянский язык.

«МЫ НЕ ПОКИНУТЫ…»

Обитель преподобного Иосифа Волоцкого стала на Руси третьей по величине. Её игумен прославился как великий подвижник с удивительно милостивым отношением к людям. Он основал монастырь в 40 лет. В 76 лет — преставился к Богу. Сохранилось надгробное слово, сказанное учеником и племянником святого — иноком Досифеем Топорковым. Начинается оно с обращения к братии: «будем оплакивать вожделенного и сладкого отца, от которого родились не плотию, но духом покаяния». А заканчивается выводом — на все времена: «Следует нам оставить наши плачевные речи. Мы не покинуты своим отцом…»

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

22 сентября — 500 лет со дня преставления к Богу преподобного Иосифа Волоцкого, чудотворца

Добавить комментарий