ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем обсуждать заповедь Христа: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5. 25-26).

Заповедь призывает скорее мириться с соперником, пока ты с ним в пути. Что такое путь? Существуют трассы, ведущие от города к городу. Ещё мы знаем о дорогах познания. Но есть пути взаимных отношений — когда люди узнают друг друга, учатся понимать, доверять, благодарить. И так далее.

Христос называет Себя путём — и тем самым призывает нас к взаимности, жизни. А кто узнаёт жизнь каждый день? Конечно, дитя. Вот и ещё одна заповедь, данная людям: будьте как дети (см. Мф. 18. 3).

И в первый, и в последний день земной жизни нам надо учиться и внимать. Пока человек способен на это, он находится в единстве со всеми: в нём есть голос совести — вести от Бога и иных людей. Совесть открывает правду, свидетельствует о добре и зле (это очень много!). Но ещё и о более тонких, глубоких вещах: добре настоящем — и поддельном, фальшивом, лукавом, примером которого является лицемерие, когда внешне вроде бы всё, как надо, но чего-то самого важного не хватает.

Совесть — это судья, голос Царства Небесного и правды его, который будет звучать в нас всегда: в земной жизни и за её пределами. Правда и неправда, которые мы тут заглушили, обязательно станут явными. Человек всё поймёт — про себя и про всех. Страшный суд, о котором говорит Евангелие, — это наша ожившая совесть: от неё не скрыться, не спрятаться, она укажет каждому, чего он желал в глубине сердца, в чём боялся признаться себе, что предпочёл не видеть. Допустим, хотел быть всем, а чтобы утвердиться в этом, других считал — ничем или ошибкой природы. Ну и получит это: он — всё, рядом — никого. Только тьма. И будет великим — в пустоте.

Оказывается, эта заповедь Христа убеждает нас: постарайтесь захотеть, чтобы ваша совесть ожила и увидела подлинную картину мира, что и называется смирением — сокровенной чертой Бога.

С современными людьми непросто говорить о совести: её не знают и не хотят знать. Она призвана устанавливать внутренние принципы и многие вещи, которые не поддаются формальным законам. Скажем, человек не должен возвышаться или унижаться перед другими: надо быть вровень. Кто может подсказать это положение? Только совесть. А если её нет? Хотя даже элементарный принцип — никогда не брать чужое — современному человеку нечем утвердить в себе

Совесть объяснит, что высшая, истинная ценность для нас — люди: ты сам и остальные тоже. Но всегда ли они важны для тебя? И рядом с ними при всех обстоятельствах ты находишься в свободе — или рабстве? А человеку рядом способен дать свободу — или ставишь ему условия, предъявляешь претензии, имеешь ожидания, надежды, которые связывают, ограничивают его?

Только совесть способна собрать всё вместе, посмотреть, что ты делал из-под палки, а где проявлял искреннее, ничем не понуждаемое желание. Только совесть подскажет, каков человек: цельный, здоровый, честный — или нет. Если тело чего-то просит, а душа возражает, — это ложь нашей раздвоенности. Если чувства стремятся к данной цели, а ум и душа молчат, равнодушны к ней — тоже. В любой рассогласованности наших составляющих заключается неправда человеческой деятельности.

Заповедь эта призвана исполнить пророчество Христа о том, что закон упразднится — и начнётся нормальная жизнь: исчезнут указания, правила, и всегда будет говорить совесть.

Но прежде чем она станет богатой, умной, творческой, нам необходимо примириться с нею, что и заповедует Господь. Не лгать, не обманывать, давать ей возможность высказываться всегда, без ограничения её прав и свобод.

В книжках можно прочитать списки грехов. Но по большому счёту нам этот справочник не помогает, так же как не помогает больному чтение медицинский энциклопедии. Человеку дано самому понять, где он прав и виноват. Только это способно выручить и спасти. Когда люди просят: «Скажи, где я ошибаюсь?» — они совершают преступление против собственной совести. Нельзя от неё отказываться, передавать в чьи-то руки — пусть даже тёплые, добрые, хорошие.

Заповедь Христа свидетельствует: человеку вручено всё необходимое для благодатной жизни. Нет людей глупых, несмышлёных. Самые важные, главные таланты получает каждый с избытком. Другое дело — будут ли они востребованы, поверим ли мы, что они у нас есть, станем ли их искать в себе или только великим людям предоставим владеть ими.

Кому-то может показаться: раз они мне даны, я их сразу возьму. Нет, не получится. И ум не вдруг, а постепенно развивается, и память приходится тренировать. Тем более трудно хитрым, расчётливым, переменчивым людям оживить совесть, найти сокровище души, которое внимает, понимает, может высказываться…

Кстати, когда мы лжём, то не высказываемся, делаем себя не существующими, подменяем иллюзией. Высказанным бывает только настоящее — и только оно может явить нас перед другими. И часто оказывается: всю жизнь человек молчал. Никто его не узнал, он всё время прятался, скрывался под фальшивыми образами. А многие даже ставят себе такую цель — не быть, а казаться, и считают это единственным шансом на счастье.

Что в совести таинственно и непостижимо? Она способна воспринимать других. Ни ум, ни чувства этого не могут.

Люди ищут взаимопонимания, общих интересов, ценностей. А совесть улавливает жизнь, отличающуюся от моей, и способна обогатить меня неповторимостью другого. Если наши жизни станут совместными, это будет постоянной наградой и радостью: человек превратится в главное, недостижимое сокровище — и станет делиться своим уникальным, неповторимым богатством по желанию, без подкупа и принуждения. Это и составляет чудо взаимности, чудо жизни.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий