6 декабря 1892 года в Императорском Мариинском театре состоялась премьера балета «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского. Шёл Рождественский пост — и примерно на середине его зрители увидели настоящую рождественскую сказку.
Чайковский писал брату 7 декабря: «Милый Толя, опера («Иоланта» — прим.) и балет имели вчера большой успех». «Накануне была репетиция с государем. Он был в восхищении, призывал меня в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши».
Больше всех торжествовал директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский.
КАК СПАСАЛИ БАЛЕТ В РОССИИ
В последней четверти XIX века зрители почему-то совсем охладели к балету. Но разве могли обойтись без балетных спектаклей Мариинский театр в Петербурге и Большой — в Москве? Иван Александрович Всеволожский, чтобы сохранить жанр, решил обратиться к Чайковскому.
Уговаривать Петра Ильича пришлось долго: он балетов не писал и писать не собирался. Но сдался — и сочинил музыку к «Лебединому озеру». Премьера состоялась в Большом театре. Это был провал! Невозможно поверить, но зрители приняли «Лебединое озеро» вяло. Критики ругали композитора и учили его: в театр ходят не симфонии слушать, тут должна быть лёгкая музыка.
Чайковский решил больше никогда, ни при каких обстоятельствах с балетом не связываться. Но Всеволожский не сомневался, что спасение этого жанра — в руках Петра Ильича.
Директор Императорских театров сам написал либретто «Спящей красавицы» по сказке Шарля Перро. Соавтором был балетмейстер Мариус Петипа. Он приехал из Франции. Отца его звали Жан-Антуан, поэтому на русский манер балетмейстер стал Мариусом Ивановичем.
Как же они уговаривали композитора взяться за «Спящую красавицу»! И ведь добились своего. На репетициях балета Пётр Ильич был потрясён изяществом и выдумкой балетмейстера, красотой постановки. И перестал сомневаться в успехе.
Но премьера прошла — лишь относительно благополучно. Государь оценил её благосклонно: «Очень мило», — и всё! Публика — примерно так же. А рецензенты ругали. Кроме одного — уверенного в гениальности «Спящей красавицы». Настроение у Чайковского было мрачное.
«ЩЕЛКУНЧИК»
Представляете реакцию Петра Ильича, когда Всеволожский стал просить его сочинить музыку к ещё одному балету? На этот раз сюжет был заимствован из сказки Гофмана «Nutcracher» — буквально «щипцы для орехов». Для перевода на русский язык нашли замечательное слово «Щелкунчик» — тот, кто щёлкает орешки.
Герои балета — дети: сестра и брат. На Рождество Клара и Фриц получили подарки. Девочке понравилась кукла Щелкунчик, а злой мальчик её сломал. И вот огорчённая Клара уснула. В Рождественскую ночь ей приснилось, как Щелкунчик победил войско мышей и их короля, а потом превратился в прекрасного принца. И они танцевали на балу в городе сладостей — Конфетенбурге. От души плясали там русские пряники, пастила, кофе. С удивительной грацией выступала фея Драже.
На этот раз план балета написал Петипа. Он «не стеснялся и отмеривал по тактам каждый момент действия». Об этом вспоминал брат Чайковского.
Пётр Ильич «не боялся заказов на музыку», «наоборот, они окрыляли его». Чем строже и точнее были требования, «чем более, так сказать, связывали его, тем свободнее лилось его вдохновение».
Но «готовности к творчеству» композитор не испытывал, ему не нравился сюжет «Щелкунчика». Пётр Ильич пробовал даже отказаться от работы.
НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ ТАЛАНТ
И снова в ситуацию вмешался Всеволожский. Его письмо Чайковскому от 15 февраля 1891 года поражает точностью: «Цену вашу все знают. Вы именно русский талант — настоящий — не дутый, поэтому в вас нет самонадеянности, а слишком велика скромность».
И Пётр Ильич принялся за сочинение балета. «Я работаю изо всей мочи, — писал он, — и начинаю примиряться с сюжетом…»
В начале марта 1891 года композитор уехал во Францию. Ничего не бывает случайно! В Париже Чайковский увидел новый музыкальный инструмент — челесту «с божественным чудным звуком». И предложил своему издателю приобрести её, потому что она будет необходима в «Щелкунчике». Под челесту танцует фея Драже.
Пётр Ильич писал строго: «Но при этом я желал бы, чтобы его (инструмент — прим.) никому не показывали, и боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».
Чайковский не успевал со сроками: «иллюстрируя пряники, оловянных солдатиков, кукол и т. п.», увидел, что работы слишком много, и что он «тщетно напрягал свои силы… Ничего не выходило, кроме мерзости». Так и считал! Всеволожский дал ему отсрочку. А композитор всё паниковал: «Балет бесконечно хуже «Спящей красавицы» — это для меня несомненно».
НА МНОГИЕ ВРЕМЕНА
И вот работа завершена. 28 октября1892 года Пётр Ильич приехал в Петербург — на репетиции. Шли они туго. Брат Чайковского Модест Ильич объяснял: «Дело в том, что во время постановки «Щелкунчика» М. Петипа был тяжело болен, и его место занял Л. Иванов, прекрасный знаток дела, но лишённый нужной для такой необычайной программы изобретательности и фантазии. …все детские сцены ему не удались совершенно…»
Это был «успех уважения», как говорят французы. Но Пётр Ильич почувствовал: балет — получился, и он своё возьмёт. Так и вышло. Выздоровел Петипа — и исправил всё, что надо было исправить в танце. На многие времена «Щелкунчик» стал незаменимой рождественской сказкой.
В 1914 году началась война с Германией. Героиню спектакля Клару переименовали в Машу. Её брата оставили Фрицем, поскольку этот персонаж — отрицательный.
…В Петербурге на сцене Мариинского театра, больше того — по всему свету и теперь идут балеты Петра Ильича Чайковского в постановке Мариуса Ивановича Петипа. Прав был Иван Александрович Всеволожский, когда спасал русский балет!
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Вышла книга эссе Наталии ГОЛДОВСКОЙ «О верных друзьях и вере. Живые рассказы о классиках». Книгу можно приобрести в интернет-магазине Издательского дома «Никея» (тел. 8(495)510-84-12), в других книжных интернет-магазинах, некоторых храмах.