ПСАЛОМ ВОСЬМОЙ

Этот псалом необыкновенно богат высокими чувствами и переживаниями. Дух Святой наполнил душу пророка Давида — и она вдохновилась, открылась, получила возможность удивительных прозрений.

Восьмой псалом вполне можно назвать одой. В одах поэты прославляют великие события или отдельных царственных, именитых особ. И у пророка родились замечательные, возвышающие строки — с особым, тёплым чувством переживания Бога как самого близкого Друга: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес (2).

Давид произносит не просто «Господь!», а «Господи!» Это душа взывает к Богу с любовью, благодарностью. Обращение повторяется: Господи, Господь наш, — и мы воспринимаем это как свидетельство избытка чувств, соединяющих пророка с Создателем.

В псалме не говорится, как чуден Господь, тут звучит иначе: яко чудно имя Твое по всей земли. Человеческий разум обязательно должен назвать, определить то, к чему обращено его внимание, мысль. Имя даёт нам возможность приблизиться к пониманию смысла, сущности того, с чем мы сталкиваемся.

Бог сотворил мир «добро зело» (Быт. 1, 31). На первых страницах Библии мы читаем, что каждый день творения завершался Божественной оценкой: это хорошо (см. Быт. 1. 10, 12 и т. д.). Всё созданное Господом имело высочайшее предназначение — и его невозможно измерить никакими сиюминутными, преходящими мерками.

В Раю Господь повелел Адаму назвать растения, животных, всё творение Божие. Прозревая суть каждого, Адам давал им имена.

Благодарная душа человека ищет имя Бога, чтобы через него приблизиться к Творцу, вступить в живое общение с Ним. Но имя Божие несравнимо ни с чем — ни в видимом, ни в невидимом мире. Оно чудно — и неизреченно.

Из Ветхого Завета нам известно: имя Божие таинственно запечатлевалось на священных одеждах и камнях. Один раз в год первосвященник входил в Святое Святых и произносил его от лица всех молящихся. Но имя Бога всё-таки оставалось недоступно для слуха людей, а тем более — для понимания.

Имея даже самые высокие способности, мы не можем дать полное определение Богу. Поэтому в Священном Писании, у богословов, святых встречается множество имён: Бог Сущий, Всемогущий, Воинств (Саваоф). Всего больше сотни.

Господа нашего Иисуса Христа древний пророк именовал Еммануил — «с нами Бог» (Ис. 7. 14), а мы называем — Словом. На первых страницах Евангелия сказано: прежде чем Пресвятая Дева зачала Спасителя, Архангел Гавриил говорил Ей: «родишь Сына, и наречёшь Ему Имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего» (Лк. 1. 31—32).

И праведному Иосифу, когда он увидел Пречистую Деву непраздной и хотел расстаться с Ней, Архангел сказал: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1. 20—21).

Эти новые имена Божии открыты нам свыше — Самим Христом. А в день Крещения Господня человеку был явлен Бог Троица — Отец, Сын, Дух Святой.

Апостол Пётр стал свидетелем Преображения Спасителя. Он писал, что Господь «принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. И этот глас, принёсшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр. 1. 17—18).

Когда нам даётся благодать, мы в сокровенности сердца тоже называем Бога именами, которые Дух Святой полагает в наши сердца. И через имя выражаем своё молитвенное обращение к Небесному Отцу.

Чудно имя Божие по всей земле. Земля обращена челом к небесам — и жаждет знать его. Это познание открывается всем, а не только отдельному народу или человеку. Но одним людям оно необходимо, а другие, как говорил апостол Павел, посчитали его не обязательным — и сосредоточили ум на тварном мире (Рим. 1 21—24). Отказались от благодати, стали ей чужды.

Богатство высоких переживаний доступно человеку и особенно — Церкви: взятся (вознеслось) великолепие Твое превыше небес. Истоки этого богатства — в неземной природе, поэтому Сам Господь посылал людям Ангелов, Архангелов, пророков, чтобы открыть нам такую возможность.

Великолепие Божие временами как бы прячется за облаками. Но бывают моменты, когда небесная красота полностью раскрывается. Тогда человек изумляется тому, как прекрасен и неизмерим мир. Но великолепие имени Бога и Его Самого — превыше небес.

Апостол Павел был взят на третье небо: «восхищен в Рай и слышал неизреченные слова, которых человеку невозможно пересказать» (2 Кор. 12. 4). Об этом же великолепии говорит пророк Давид. Сферы разумных Божественных небес открывают нам только малую толику своей красоты.  Соприкоснуться с ней можно чистым сердцем и умным зрением. И в этих словах псалма присутствует высокое богословие, благодатное переживание Бога и Его имени.

В величайшем откровении человеку даётся возможность постичь — непостижимое: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (3).

Тут от высших сфер мысль пророка вдруг переходит к тому, что близко каждому человеку: великолепие превыше небес могут выразить младенцы — правдиво, искренне. Причём самые маленькие, которых ещё не отняли от груди матери. Они не ходят, не владеют речью, но их чистая душа способна отражать чудо жизни.

Благодарность маленьких детей удивительна. Им нужны тепло, пища, материнская забота — и когда они это получают, то отвечают такой радостью, что невольно умиляешься, испытываешь очень глубокие чувства.

Младенец произносит первые звуки — и они идут от полноты его существа. Когда он видит и узнаёт лица самых близких ему людей, то опять же наполняется необычайной радостью — и она передаётся взрослым.

В Священном Писании отражено, что младенцы способны почувствовать Святость Творца и Создателя. Евангелие показывает нам пример младенца Иоанна, который радостно взыграл во чреве матери — праведной Елисаветы. И она исполнилась Духа Святого, нарекла Пречистую Деву Марию — Пресвятой Богородицей: «…благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1. 42—43).

На многих святых уже во младенчестве лежала печать избранничества. Через чистую детскую душу Бог выражал то, что необходимо было узнать взрослым.

Спаситель ссылается на слова восьмого псалма, когда вступает в Иерусалим. Люди постилали перед Ним по дороге свои одежды, срезали пальмовые ветви и приветствовали Христа. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21. 15—16).

Для кого была эта хвала? Для них же: враг Твоих ради. От пророка Давида, из глубины веков, идёт укор окаменелым людям, таящим в сердце неприязнь к Спасителю. А дети совершают таинственное прославление Его: еже разрушити врага и местника — тех, кто настроен враждебно, злобно.

Детская простота, ясность вполне убеждают: всё здесь происходит в высшей степени подлинно. Младенцы не могут лукавить, они выражают то, что творит Бог. Так что третий стих псалма заключает в себе пророчество о входе Спасителя в Иерусалим — и Господь напоминает эти слова людям.

Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси (4). Это хвала Богу и Его великолепию превыше небес. Через красоту мироздания, которую мы видим собственными глазами, нам открыта возможность естественно познавать Премудрого Творца.

Сам Господь объяснил, какая роль отведена солнцу, луне, звёздам: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» (Быт. 1. 14). Светила украшают небеса, дают знамения времён. Как некие письмена, открывают людям творческий замысел Создателя, Который запечатлелся в них.

С помощью приборов человек проникает взглядом в глубину вселенной. Недавно появилось сообщение, что астрономы обнаружили девятую планету Солнечной системы. Планета эта — в десять раз больше Земли. Я удивился: как же так? Почему её не заметили раньше при такой мощно развитой технике? И сразу возникает мысль: что предназначено этой планете? Она голубого цвета, как наша. И что-то шевельнулось в душе: Господи, как у Тебя всё премудро! Планета совсем рядом — и только через тысячелетия люди узнают о ней.

Пророк Иов удивлялся тому, что Бог «повесил землю ни на чём» (Иов. 26. 7). Небесные тела двигаются в пространстве с большой точностью. На этом и основаны наши приборы, измеряющие года, минуты, доли секунд. Каким же должен быть Творец, Устроивший этот торжественный небесный «механизм»! Причём на земле всё разрушается, меняется. А на небе — действует, по нему мы сверяем часы.

Итак, пророк Давид изумился, как чисто славят Творца дети — и тут же обратил взор к неизмеримой вселенной, которая тоже славит Создателя всеми небесными силами. Это очень правильное слово — «силы»: солнце, луна, звёзды на духовном языке называются именно так.

Бог заботится о великом и малом. И у пророка невольно рождается вопрос: Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? (5).

Вырастает младенец — а для него уже всё создано, готово. И он будет постигать мир, трудиться. Так что же такое человек? Каждый из нас — словно маленькая пылинка в неизмеримом космическом пространстве. Но, оказывается, она не потеряна, не забыта: яко помниши его.

Проходит поколение за поколением, а род людской существует. И Бог освящает каждого человека, грядущего в мир: даёт имя, высокое достоинство. А если люди приобщаются вере, то сразу же входят в полноту Церкви.

Промысел Божий — это и есть забота Творца о человеке. В мире мы встречаем много непонятного, медленно постигаем. А Господь берёт нас, как дитя, за руку и ведёт от младенчества — к совершенным летам. Даёт разум, мудрость, Священное Писание — особый источник познания Бога и Его воли.

Сын человечь — это наследник традиций народа. Всех человеческих сынов посещает Господь, хранит все народы земли.

Умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его (6). Тут прозрение — необычайной силы: казалось бы, человек совершенно ничтожен в грандиозных масштабах видимого и тем более Божественного мира. Однако людям дана особая слава и честь перед Творцом: они не меньше Ангелов — высоких духов, бессмертных разумных существ.

Человек часто склоняется к вещам, унижающим его достоинство. А Бог славою и честию венчал еси его. Мы забываем об этом в омрачённости, малодушии, маловерии, суетности.

Спаситель говорит в Евангелии, что одна душа человеческая по своей духовной ценности превосходит весь земной мир (см. Мк. 8. 36). Почему? Да потому, что человек несёт в себе образ и подобие Божие, при творении они вложены в нашу природу.

Такая мысль давала святым дерзновение утверждать: по замыслу Творца человек выше Ангелов. Это открылось нам с пришествием Христа: Он взял на Себя человеческую природу, обожил её.

Мы прославляем Пресвятую Богородицу как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Чтим великих святых, которые чудотворили, изумляли всех своим прозрением и чувствовали необыкновенную силу, присутствие Бога.

Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6. 56). Мы пребываем в Боге, и Бог — пребывает в нас! Вот высота, которой достигли святые — и которая доступна христианам.

И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския (7—9). Так и было: Господь сначала создал землю, растения, животных, а потом уже сотворил человека и дал ему царское величие, достоинство, власть над всей природой. И пророк Давид прямо перечисляет, над кем господствуют люди.

У восьмого псалма — потрясающая цельность. Он начинается как бы на одном вздохе: Господи, Господь наш! И завершается таким же сильным, искренним обращением к Богу: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли (10).

Удивительно прозвучала эта ода Богу. Мы читаем её — и душа открывается, как у самого царя и пророка Давида. Пребывает в мире, радости, воспринимает благодать Духа Святого. Чувствует торжество Божественной красоты.

Божественный мир всё наполняет, оживляет. А человек, к сожалению, не всегда старается его постичь.

И только об одном мы не поговорили — о надписании восьмого псалма: В конец, о точилех, псалом Давиду (1). Точило — это место, куда собирают виноградные грозди, выжимают сок и потом делают вино. В притче о виноградарях Спаситель рассказывает, как «некоторый человек насадил виноградник, и обнёс оградою, и выкопал точило» (Мк. 12. 1).

В храме Ветхого Завета было устроено точило. Оно воспринималось как сакраментальная сила, которая наполняла храм, укрепляла служащих в нём. Вино тогда изготовлялось для жертвы Богу, возливалось во время Богослужений.

А вино — это символ благодати. На хорошем натуральном вине в нашей Церкви совершается Таинство Причастия, которое соединяет нас с Господом, оживляет, воскрешает.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ

Добавить комментарий