ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Мы продолжаем обсуждать заповедь Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5. 27-28).

Заповеди Христа короткие, но за ними стоит тайна нашего бытия: человек есть желание. Он то, чего хочет на самом деле. У него могут быть капризы, сиюминутные, быстро уходящие, и любой из них — подлый. Но существуют желания, которые — всегда. Давайте посмотрим на себя честно: не хотим ли мы покоя, бездействия? Лёгкой жизни, удовольствий? Не это ли — сокровища нашего сердца? Если да, то мы хитрим — и будем доказывать окружающим и себе, что мы верующие, честные, благие.

А теперь тот же вопрос поставим иначе: без чего мы почувствуем себя несчастными? Вероятно, кто-то ответит: «Без поста и молитвы». Но это будет неправда. Люди часто спрашивают, как бы им, страждущим, измученным, взять правило — поменьше, нагрузку — послабее. И никогда не слышал, чтобы больной человек просил забрать у него таблетки и пластыри, которые снимают боль. Или говорил: «Хорошо бы их поменьше!» А ведь это — то же самое.

Не нужно себя обманывать, лукаво прикрываясь отсутствием очевидного зла: когда сердце вроде бы ничего не хочет, оно всё-таки в этот момент выбирает смерть, небытие. Отказывается от жизни. И это проявляется в страхе: перед делами, новизной, болезнями и прочим. В общем, стоит поверить и принять как закон простые, краткие слова: я есть то, чего желает моё сердце, и проверить себя.

Для нас люди прежних эпох — древние. А для Бога они как раз были молодыми. Ведь те времена для Него — новее, мир только сотворён. А наши дни — поздние, древние. У Господа все живы. Так почему же Бог обращается к ним и к нам с ветхозаветной заповедью о прелюбодействии? Для человека, потерявшего остроту чувств и совесть, вероятно, это самый грубый и понятный пример. Хотя, мне кажется, теперь он уже далеко не всем ясен. Ведь «прелюбодействовать» можно с чем угодно: с едой, работой. Отдать своё внимание, радость идолу — и преспокойно употреблять любовь не туда и не так.

Неправый воровской акт совершается незаметно потому, что человек не чувствует: в другом — есть душа, которая может открыться как сокровище. И единство, взаимность, общение с ней способны так насытить, что всё остальное не будет заметно. Люди этого сейчас не знают, не могут вспомнить. Вот и за столом теперь главное — деликатесы. Культура питания усиленно развивается по простой причине: не стало отношений. Когда за столом сидят братски, дружески, изобилие блюд ни к чему. Помню, раньше близкие люди собирались вместе — и в конце концов вся еда оставалась: заговорились! Хотя это был только намёк на настоящие отношения.

Христос рассказывает нам, как устроена жизнь. Подобное познаётся подобным. Если я — тело, то буду знать только тела вокруг меня и душу ближнего никогда не пойму, не почувствую. Не встречусь с ней. И Спаситель говорит в этой заповеди, что у людей появилась возможность преодолеть свою плотскость, материальность, признав главной —  иную ценность.

Не нужно искать высших смыслов и Бога в состоянии, когда человек — тело. Он докажет, что Бога нет, потому что для тела бог — еда, питьё и прочие приятности. Но можно всё-таки засомневаться: а вдруг душа есть? Вдруг она видит, слышит, понимает, чувствует? И спросить: «Господи, я что — болен? Неужели я такой труп, что представить этого не способен? Неужели можно что-либо вот так увидеть, узнать, понять, не прикасаясь?»

«Не прелюбодействуй» — вовсе не простая запретительная заповедь. Она глубокая и говорит: сердца ни к чему второстепенному не прилагай.

Кое-кто утверждает, что богатство вредно, что это враг, от которого нужно избавляться, биться с ним и уничтожать тех, кто за него. Есть замечательное библейское высказывание насчёт богатства: если оно идёт к тебе в руки, не отвращайся. Сердца не прилагай!

Не видел людей, которые не прилагают: само увлекает. Так вот где надо увидеть проблему: не в богатстве, а в своём гнусном, алчном, жадном сердце. И тогда встанет настоящий вопрос ко Христу: «Господи, что мне делать с моим сердцем?!»

И станет понятно, как выполняются и совершаются заповеди. Ведь тридцать сребреников, описанные в Евангелии, свидетельствуют не о поступке, а об ощущении сердца, будто богатство приносит намного больше, чем какой-то повстречавшийся нам человек, казалось бы, пустой, никчёмный, никуда не годный.

В ветхозаветной заповеди сказано об отношении мужчины к женщине. Почему? Так легче понять: если ты сильнее, то должен быть слугой. Потому Христос в притчах всегда говорит о человеческой душе — именно как о женщине: жене, вдовице, деве, невесте. Этим передаётся состояние души, которая — либо вместе с другим, либо утратила внутреннее единство, либо ещё не обрела его и только ждёт, хочет встретить.

Христос относится к нам — как жених к невесте: бережливо. Нам Он служит, нас ищет. И здесь прикровенно сказано: грехи не различают людей по каким бы то ни было признакам — мужчина или женщина. Закон Царства Небесного одинаков для всех: если ты первый, то должен быть как раб для остальных, а не пользоваться их услугами.

Человека можно уничтожить, а можно — эксплуатировать. Древним людям говорилось: тела не бери. Новым, рядом с Христом, сказано: и душу не бери. А что же тогда делать? Эти слова Спасителя должны бы возмутить нас: так жить невозможно! И Христос подсказывает: так невозможно — но не жить, а существовать. Наше существование — ещё не жизнь. Жизнь совершается только во взаимной самоотдаче, её у нас действительно нет. Если мы присваиваем, берём, то сам способ таких отношений для вечности не годится.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)

Добавить комментарий