(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5. 27—28).
Напомню, эта заповедь Христа объясняет: если ты только присваиваешь, берёшь, то сам способ таких отношений не годится для вечности.
Собака считает: всё, что она видит, принадлежит ей. И человек становится похожим на животное, когда уверен: всё, что он видит, чувствует, осязает, представляет, — должно ему служить.
Но рядом с нами стоит новый, неведомый закон, который Христос принёс с небес: Спаситель служит другим, отдаёт Себя. Вот и мы можем не прелюбодействовать только в одном случае: если забываем про себя и хотим, чтобы ближним было хорошо.
Ученики Христа вели себя честно. И они как-то сказали Господу (там говорилось о семье): если так относиться к супруге, то лучше не жениться. Разве человек это выполнит? (см. Мк. 10. 3—9). И Христос отвечает им — в том числе на этот вопрос: «Невозможное человеку — возможно Богу» (см. Мк. 10. 27). Господь Сам выполняет и Своим присутствием вдохновляет людей на невозможное!
Ну, скажите раковой клетке: «Живи!» Она ответит: «Я могу только убивать!» То же самое происходит с человеком — древним и современным. Когда он почувствует, признает, что вся его деятельность направлена против жизни, то непременно спросит: «Кто меня выручит? Учитель, наставник, помощник, целитель? Нет, мне нужен Спаситель!»
Кажется, вроде есть у нас замечательные, талантливые люди, но никакой их героизм, никакие исключительно прекрасные, вдохновенные труды не приводят к жизни. От этих трудов можно получать удовольствие (прелюбодействовать с ними), но жизни, которая не исчерпывается, бесконечно длится, они не дают.
Зато эти прекрасные труды человеческие часто становятся подменой, ложной ценностью, которая — на время. И в сегодняшней заповеди прикровенно говорится: нашим сокровищем, ценностями должно быть то, что навсегда.
Попробуйте переменить своё сердце, особенно когда оно обижено. Ничего вы с ним не сделаете! Ум переменить можно: он знает, что обижаться — плохо, что жадничать, воровать — плохо.
Что значит прелюбодейство у древних? Забежал к кому-то в дом — и всё. А Христос говорит обо всей человеческой жизни: если один раз сердце потянулось к чему-то чужому, значит, ты уже присвоил, украл, изменил. Эта заповедь призывает нас к верности и постоянству — в сердце.
Я бы мог сказать, что нет ничего более непостоянного, чем человеческое сердце, но на самом деле это не так. Нет ничего более постоянного, чем человеческое сердце, утверждённое во зле. Все наши вдохновения, подъёмы — это приманка, чтобы, в конце концов, обмануть. Никогда ни у кого не возникает желания остаться в высоком порыве: мгновение прошло — и порыва нет. А ведь это настоящая подлость — и мы ею живём.
Сколько раз нужно предавать человека, чтобы уничтожить его в своём сердце? Единственный раз. Посмотрим в наше сердце: сколько там предательств?
Ещё один интересный закон скрыт в этой заповеди: человек, преступивший, утративший жизнь, — перестаёт замечать и понимать её. Увидеть свою гнусность, измену он уже не может. А всё-таки иногда — замечает. И происходит это, когда Истина, Жизнь подходит к нему. Когда приближается Царство Небесное.
Тогда мы начинаем спрашивать себя: «Могу я жить иначе? Иначе выбирать, поступать?» И, переживая близость Жизни, понимаем: «Конечно». И тут рождается наше откровение: «Я сотворил зло перед Тобой, Господи!»
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)