ПСАЛОМ ДЕВЯТЫЙ

Надписание этого псалма сразу вызывает вопросы: В конец, о тайных сына, псалом Давиду, 9 (1). О какой тайне и чьём сыне тут речь? Кого имел в виду пророк?

Святитель Григорий Нисский объяснял: «Надписание: о тайных (Пс. 9) внушает нам с точностью пребывать в Боговедении, потому что погрешительное мнение о Божестве — крайнее падение для души. Чем воспользуется человек от блага, не имея самого блага?» Вы только вдумайтесь в эти слова!

Но читаем дальше: «Посему-то надписание предлагает тебе как бы некий светильник, сие учение, занимающееся исследованием таин Боговедения, в котором главное — вера в Сына. Ибо так говорит и надписание: «о тайных сына». Действительно, тайно то, что недомыслимо, невидимо, превыше всякого доступного разумению примышления, и к чему приблизившийся верою достигает конца победы».

Божественное слово не сразу доступно рядовому человеку, приступающему к чтению. Несколько раз читал я девятый псалом и понимал, что он мессианский: здесь сокровенно говорится о Сыне Божием. И с какой же ясностью это выразил святитель Григорий Нисский!

Конечно, текст IV века не прост для нас. Но такого понимания заглавия мы не найдём ни у кого из святых отцов. Ударение здесь делается на слове тайна: тайна Сына (у святителя Григория — с большой буквы).

Псалмы — слово пророческое, оно с полнотой обнимает все сферы человеческой жизни. Задача у псалмов — наставить, обличить, исправить народ. Форма их — поэтическая. Вдохновенное, сильное слово как бы прорывает вселенную — и достигает духовных небес. И само это вдохновение приходит свыше, не рождается в земных условиях.

К тому, что сказано великим святителем Григорием Нисским, важно добавить следующее: Бог обещал пророку Давиду, что от его рода родится Мессия — Господь наш Иисус Христос. И это влияло на внутренний мир псалмопевца,  давало полноту переживаний,  глубину прозрений.

Накануне праздника Рождества Христова мы по Евангелию перечисляем имена из родословной Спасителя — и останавливаемся особо на трёх лицах — Аврааме, Давиде, Иосифе (см.: Мф. 1. 1—17). Они получили от Бога откровение о тайне Сына. А пророк Давид к этой тайне — принадлежал. Его духовную жизнь, творчество устраивал Сам Господь. И никто, наверное, не пророчествовал о Христе с такой силой, как царь Давид — во втором, девятом, двадцать первом псалмах.

Девятый псалом начинается с прославления Бога: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя (2). Исповедать — значит открыть то, что переполняет душу, чем она живёт в самой глубине, не доступной никому из людей — ни родным, ни друзьям.

Для пророка Давида лучшим средством открыть душу являются псалмы — эти гимны Богу. И он подчёркивает, что открывает именно сокровенность своего сердца: всем сердцем моим. Хочет рассказать людям о чудесах Божиих, которыми наполнены земля и небо, жизнь людей, всех тех, кого Бог ставит на путь служения Ему.

Нет большего чуда, чем откровение слова Божия. Всё меняется на земле: возникают и исчезают грандиозные империи, народы, культуры, а слово, которое дал Бог, запечатлелось в Священном Писании — и остаётся навеки. Господь избрал пророка Давида Своим орудием, и он чувствует, что не может чем-то должным воздать Ему за это: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний (3). Это исповедание наполняет Давида удивительной радостью, подобной той, о которой сказал апостолам воскресший Спаситель: «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16. 22).

Радость псалмопевца настолько совершенна, душа так ею насыщена, что невольно рождается песнь, славящая Бога. Ведь песня лучше всего передаёт чувства человека перед величием и святостью Творца. И это тоже дано нам Господом. Песня способна возвышать и утешать нас.

Апостол Иаков писал: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы» (Иак. 5. 13). Пение снимает внутреннюю скорбь, скованность души, расширяет мысли, чувства.

«Пою имени Твоему, Вышний», — говорит пророк Давид в настоящем времени. Не пропел — и это ушло в прошлое, а поёт всегда. Дух Божий вдохновляет псалмопевца — и никогда не меняется, не прекращает Своего действия, возвышающего душу, полезного людям.

Пророк Давид подчёркивает: имени Твоему. По опыту мы знаем, как трудно бывает порой вознести молитвы прямо к Создателю. А имя Божие является как бы посредником между человеком и Творцом. Через него, мы верим, непостижимый и невыразимый Господь примет выражение нашего самого высокого настроения.

Иконы в храмах тоже существуют — как посредники, через которых мы обращаемся к Творцу. Это запечатлённое слово: в иконах выражена христианская догматика, высокая истина о Боге. Мы приходим, склоняем перед ними колени — и возносим молитвы. Веруем, что так определено Самим Господом — и Он услышит нас.

С четвёртого стиха содержание псалма совершенно меняется: Внегда (когда) возвратитеся врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего (4). Скорей всего, мощное исповедание Творца возникло у пророка, когда от него отступил тот, кто вёл с ним духовную брань. Обратился вспять, почувствовал, что с царём и пророком Давидом — Сам Бог. И этот стих, казалось бы, просится на первое место. Но стоит он — здесь, после вдохновенного обращения к Творцу.

О каких врагах говорит псалмопевец — неизвестно. Имён нет. Но если мы дальше посмотрим на содержание девятого псалма, увидим: он весь построен на взаимодействии таких понятий, как враг, враги, грешник, праведник, язычник (языки), нечестивый.

Пророк приобщён к тайне Сына, относящейся к грядущим векам. И в то же время он хочет нарисовать картину мира, которую видит в настоящем: разные силы взаимодействуют, противостоят, борются друг с другом. А бороться могут не только человек с человеком, народ с народом, государство с государством, но и слово — со словом иных людей.

В мире присутствуют невидимые силы. Они духовны и не попадают в поле нашего зрения, но совершенно реальны. Их может открыть нам только Сам Господь — через Священное Писание. И в девятом псалме перед нами будут возникать одна картина — за другой.

Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду (5). Суд — это возможность постичь себя: прав ли я? Правы ли восстающие на меня люди — или это подсознательно действуют на душу тёмные силы, склоняют её к тяжёлым мыслям?

Такого суда и понимания жаждали все праведники: Божия сила позволяет человеку разрешить внутри себя то, что само по себе — неразрешимо. В глазах людей мы выглядим совсем не так, как оценивает нас Господь.

Тот, кто живёт духовно, понимает: каждый день в сердце идёт сокровенная брань — суд, как сказано в псалме. И будет продолжаться до скончания мира. Бог дал человеку пройти через очень сложные, непростые тяжбы — прю. Слово, действие, мысль людская находятся в постоянном напряжении, внутренней работе — чтобы утвердиться в Божественной правде, явить её.

Обычно люди предпочитают свою ограниченную, сиюминутную правду, направленную на оправдание себя. От этого у них рождается гордое самомнение, убеждённость в собственной безгрешности. Но суд Божий ставит человека перед лицом абсолютной правды. И пророк говорит именно о ней — настоящей, непреходящей.

Создатель всегда пребывает в вышине — Он Вышний. Престол Его — «как пламя огня» (Дан. 7. 9). «Престол» здесь — с большой буквы.

Запретил еси языком (языческим народам), и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и в век века (6). Израильтяне были окружены язычниками, число которых во много раз превосходило сам избранный народ. С язычниками велись постоянные войны. Это описано в исторической части Библии — Книге Царств. Если бы Господь не защищал, не возвышал израильтян, они никогда не смогли бы противостоять окружающим языком.

Псалом подчёркивает то, что стало потом достоянием новых поколений: Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом (7). У врага не стало оружия, Господь разрушил их города, уничтожил даже память о них. Опять нет имён, названий конкретных мест.

Здесь — историческое обобщение. Археологические раскопки постоянно удивляют нас открытиями: учёные находят разрушенные города, открывают исчезнувшие культуры.

Дальше в псалме начинается откровение о тайнах Сына: И Господь вовек пребывает, уготова на суд Престол Свой… (8). Позже в Евангелии появится ссылка на этот стих: «мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек» (Ин. 12. 34). И Он Сам откроет людям: суд Божий — будет непременно. В Евангелии сказано: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы» (Мф. 25. 31—32).

Тут опять «Престол» — с большой буквы. Престол Божий существует вне времени. Господь сотворил мир — и определил, что с ним будет. До сих пор некоторые люди примитивно воспринимают суд как наказание. Но на суде Божием откроется, что представляет из себя каждый человек, каково его внутреннее устройство, в чём предназначение. И всё это обозначено коротким словом — суд.

…и Той судити имать Вселенней в правду, судити имать людем в правоте (9). Какие веские слова! Оказывается, уже в Ветхом Завете было знание о всеобщем суде. Подтверждая это, богословы ссылаются на девятый псалом.

Любой судья должен руководствоваться законами правды. Но во все времена земные суды были страшны для человека: там трудно найти справедливость, преимущество обычно бывает на стороне власть имущих и богачей.

А Господь будет судить — в правду. Псалмопевец подчёркивает: придёт день, когда вся вселенная предстанет перед Богом — от первого человека до последнего, даже те народы, которые канули в неизвестность, затерялись в веках.

Апостол Павел раскрывает: христиане будут судиться — по христианскому закону, иудеи — по закону Ветхого Завета, язычники — по закону совести (см.: Римл., гл. 2—3).

И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех (10). Особую милость Бог проявит к людям, которые в течение земной жизни были как бы отодвинуты на задний план горестями, обстоятельствами.

Слово «убогий» в славянском тексте означает, что человек — уже у Бога. Увечному, скорбному Господь будет помощник во благовремениих — то есть в такое благополучное время, когда наступает мир, расцветает культура, искусство. Но любое время может быть благоприятным для живущих на земле, даже когда идут войны, болезни, скорби. Господь никогда не меняет Своего промышления о человеке, мудрого водительства. Остаётся единым прибежищем для всех.

И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи (11). Упование — это утверждённая вера, когда люди постигают: Творец — явно с нами. От этого рождается радость у человека, знающего имя Божие. И дай Господь каждому из нас такого знания!

Слово взыскающих — ищущих — часто встречается в псалмах. Почему? Духовный путь начинается, когда человек ищет Господа. «Взыщите Бога, — говорит пророк, — и жива будет душа ваша» (Пс. 68. 33).

Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его (12). Жив истинный Бог — и всё хорошее, что Он дал нам в жизни, не умалится, не отнимется, не затеряется, а останется и приумножится. От этого тоже рождается радость.

Пойте Господеви, живущему в Сионе, — обращение ко всем народам. От полноты сердца воспевайте Господу священные, хвалебные, благодарственные гимны! И ежедневно на Евхаристии мы провозглашаем: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Бог открыл Себя через Израиль, явил Свою славу в Сионе (Сион — образ Горнего Иерусалима). Это обязывает всех, обладающих духовным богатством, приобщать к нему других людей: возвестите во языцех начинания Его. Возможно, кто-то ещё не способен воспринять всю глубину премудрости и благости Божией, но начните возвещать, обращать заблудших, не знающих Творца: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (Пс. 50. 15).

Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих (13). А тут уже говорится о людях, которые истину искать — не хотят. Вся их энергия уходит на противодействие другим, на пролитие крови, и потому взыскующий Бог не будет помнить о них. Но Он не забудет убогих: убогий находится под Его покровом.

Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных (14). Пророк открывает: Бог попустил ему тяжёлую внутреннюю брань, но она привела его к смирению, которое угодно Господу. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и на сокрушённого духом, и на трепещущего пред словом Моим», — говорит Создатель (Исаия. 66. 2).

Гордость — это восстание против Творца. Гордому человеку кажется, что он лучше, значительней всех, а ценность каждого из нас перед лицом Божиим — одинакова.

Всякая брань духовных врагов направлена на то, чтобы оторвать людей от Бога. И в этом смысле она — брань Божия, борьба за человека. Брань может доходить до того, что перед душой раскрываются врата ада. Но Бог избавляет смиренного от напастей: возносяй мя от врат смертных.

Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем (15). Вот где спасение — в глубинах самопознания. А познать себя можно только через духовную брань, которая открывает нам: Бог — единственная наша сила, Он не оставляет нас, возвышает, Его благодать никогда не умаляется. Господь хранит каждую душу, избавляет от смерти. Какая истина!

Протоиерей Георгий БРЕЕВ

(Окончание в № 4)

Добавить комментарий