Театр для того и существует, чтобы удивлять, умудрять, окрылять.
И, конечно, открывать. Всё это выполнил Московский государственный русский духовный театр «Глас» в премьерном спектакле «Дитя души».
По всем пунктам. И прежде всего — открыл нового автора.
— Кто он — этот Леонтьев? — спрашивали друг у друга зрители. — Где его нашли?
КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ
Как же богата русская литература, что мы позволяем себе забывать даже такие имена! Константин Николаевич Леонтьев родился 185 лет назад — в 1831 году. С детства любил книги, хотел стать писателем и в ранней молодости получил одобрение Тургенева. Окончил медицинский факультет Московского университета. Диплом получил досрочно — и сразу же добровольцем отправился на Крымскую войну, был батальонным лекарем.
В 1863 году (ему 32 года) резко сменил деятельность — поступил на службу в министерство иностранных дел. Получил назначение на остров Крит в русское консульство. Ударил хлыстом французского посла — за оскорбительные слова о России. После этого инцидента сразу освобождён от должности — и переведен в Андрианополь с повышением.
Карьера Леонтьева складывалась удачно. В сорок лет Константин Николаевич стал консулом в Салониках — и тут тяжело заболел. Дал обет Божией Матери, что примет монашество, если останется жив. Уже через два часа почувствовал облегчение. Выздоровел — и поехал на Афон.
Старцы Святой горы отговорили Леонтьева от пострига. Константин Николаевич вернулся в Россию. Некоторое время был послушником в монастыре, потом занимался литературой, журналистикой. Служил цензором.
В 1887 году поселился в Оптиной пустыни — у самой стены обители. В 1991 году, в августе, принял, наконец, постриг с именем Климент. Преподобный Амвросий Оптинский благословил Леонтьева переехать в Сергиев Посад.
В конце октября старец Амвросий преставился к Богу. А через месяц отошёл ко Господу и монах Климент. Похоронен он в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.
Согласитесь, это история счастливого человека. И такого автора открыл театр «Глас». А с его помощью удивил, умудрил, окрылил зрителей.
ВОСТОЧНАЯ ПОВЕСТЬ
«Дитя души» — так называется на Востоке приёмный ребёнок. Поэтично, мудро. Так называется и восточная повесть Константина Леонтьева, созданная по мотивам фольклора христиан, живущих в мусульманском окружении. Она богата, колоритна, переполнена фантастическими событиями. И рассказывает историю счастливого человека, как и сам писатель. Почему счастливого? Потому что он верит Богу. Ошибается, отступает, порой совсем пропадает, но возвращается к вере и жизни.
Главный герой приёмыш Петро и прочие действующие лица прекрасно сознают, что мир вокруг них — духовный, и в нём приходится отстаивать добро и бороться со страстями. Одна из основных тем повести — сребролюбие. Точнее — златолюбие. И мне казалось, что именно эту нить будут распутывать гласовцы. Но авторы пьесы и постановки заслуженный деятель искусств Никита Астахов и заслуженная артистка России Татьяна Белевич решили иначе. Они захотели рассказать о радости жизни, нерешительной человеческой благодарности и надежде. Им это удалось.
Восточную повесть в театре окончательно превратили в сказку. А для этого ввели в число персонажей Горлицу — с пояснением в скобках «Душа». Она видит и знает наперёд то, что ещё не понимает человек, погружённый в заботы.
Как принято в «Гласе», спектакль сделали яркий, весёлый. С шутками, пением, танцами. При этом между шутками и танцами выделили вещи серьёзные так, что они прозвучали, остались в памяти и опыте зрителей. Например, эти слова юродивого:
— Петро, Петро, прекрасное чадочко Божие! Петро, Петро, дитя души человеческой! Петро, Петро, сын праха земного! Петро, Петро, хороший человек! Петро, Петро, грешный человек! Петро, Петро, слушай меня, который ещё хуже и грешнее тебя. Люби ты плоть твою, Петро, люби жену молодую, Петро; но не люби ты, Петро, ни плоть свою больше души своей, ни деньги больше правды, ни жены молодой больше Бога!
Или вот эти — древнего старца, одиноко жившего в горах и молившего Господа о прощении грехов, которые теперь могли бы показаться людям «незначительными»:
— О Боже, чудный в делах Твоих Боже, приспел наконец час моей столь чаемой кончины! И я вижу, что Ты всё мне простил!
ПОТЕРПИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
По-прежнему играют гласовцы в очень маленьком зале, где тесно и актёрам, и зрителям.
— Потерпите, пожалуйста! — просила Татьяна Георгиевна Белевич перед началом спектакля. — Пару часиков…
И хотя премьеру показывали взрослым, но с большим вниманием «потерпели» её дети. Девочки лет десяти-двенадцати сказали, что спектакль им понравился. Значит, будет он — всевозрастным.
Завершился двадцать шестой сезон театра. Спасибо, «Глас», что ты есть, что не изменяешь себе! Спасибо, что ищешь, открываешь, придумываешь. Невооружённым глазом заметно: гласовцам — интересно жить. Это признак хорошей творческой перспективы.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ