ИСТОРИЯ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

Театр для того и существует, чтобы удивлять, умудрять, окрылять.

И, конечно, открывать. Всё это выполнил Московский государственный русский духовный театр «Глас» в премьерном спектакле «Дитя души».

По всем пунктам. И прежде всего — открыл нового автора.

Кто он — этот Леонтьев? — спрашивали друг у друга зрители. — Где его нашли?

 К. Н. Леонтьев
К. Н. Леонтьев

КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ

Как же богата русская литература, что мы позволяем себе забывать даже такие имена! Константин Николаевич Леонтьев родился 185 лет назад — в 1831 году. С детства любил книги, хотел стать писателем и в ранней молодости получил одобрение Тургенева. Окончил медицинский факультет Московского университета. Диплом получил досрочно — и сразу же добровольцем отправился на Крымскую войну, был батальонным лекарем.

В 1863 году (ему 32 года) резко сменил деятельность — поступил на службу в министерство иностранных дел. Получил назначение на остров Крит в русское консульство. Ударил хлыстом французского посла — за оскорбительные слова о России. После этого инцидента сразу освобождён от должности — и переведен в Андрианополь с повышением.

Карьера Леонтьева складывалась удачно. В сорок лет Константин Николаевич стал консулом в Салониках — и тут тяжело заболел. Дал обет Божией Матери, что примет монашество, если останется жив. Уже через два часа почувствовал облегчение. Выздоровел — и поехал на Афон.

Старцы Святой горы отговорили Леонтьева от пострига. Константин Николаевич вернулся в Россию. Некоторое время был послушником в монастыре, потом занимался литературой, журналистикой. Служил цензором.

В 1887 году поселился в Оптиной пустыни — у самой стены обители. В 1991 году, в августе, принял, наконец, постриг с именем Климент. Преподобный Амвросий Оптинский благословил Леонтьева переехать в Сергиев Посад.

В конце октября старец Амвросий преставился к Богу. А через месяц отошёл ко Господу и монах Климент. Похоронен он в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

Согласитесь, это история счастливого человека. И такого автора открыл театр «Глас». А с его помощью удивил, умудрил, окрылил зрителей.

ВОСТОЧНАЯ ПОВЕСТЬ

«Дитя души» — так называется на Востоке приёмный ребёнок. Поэтично, мудро. Так называется и восточная повесть Константина Леонтьева, созданная по мотивам фольклора христиан, живущих в мусульманском окружении. Она богата, колоритна, переполнена фантастическими событиями. И рассказывает историю счастливого человека, как и сам писатель. Почему счастливого? Потому что он верит Богу. Ошибается, отступает, порой совсем пропадает, но возвращается к вере и жизни.

Главный герой приёмыш Петро и прочие действующие лица прекрасно сознают, что мир вокруг них — духовный, и в нём приходится отстаивать добро и бороться со страстями. Одна из основных тем повести — сребролюбие. Точнее — златолюбие. И мне казалось, что именно эту нить будут распутывать гласовцы. Но авторы пьесы и постановки заслуженный деятель искусств Никита Астахов и заслуженная артистка России Татьяна Белевич решили иначе. Они захотели рассказать о радости жизни, нерешительной человеческой благодарности и надежде. Им это удалось.

Восточную повесть в театре окончательно превратили в сказку. А для этого ввели в число персонажей Горлицу — с пояснением в скобках «Душа». Она видит и знает наперёд то, что ещё не понимает человек, погружённый в заботы.

Как принято в «Гласе», спектакль сделали яркий, весёлый. С шутками, пением, танцами. При этом между шутками и танцами выделили вещи серьёзные так, что они прозвучали, остались в памяти и опыте зрителей. Например, эти слова юродивого:

Петро, Петро, прекрасное чадочко Божие! Петро, Петро, дитя души человеческой! Петро, Петро, сын праха земного! Петро, Петро, хороший человек! Петро, Петро, грешный человек! Петро, Петро, слушай меня, который ещё хуже и грешнее тебя. Люби ты плоть твою, Петро, люби жену молодую, Петро; но не люби ты, Петро, ни плоть свою больше души своей, ни деньги больше правды, ни жены молодой больше Бога!

Или вот эти — древнего старца, одиноко жившего в горах и молившего Господа о прощении грехов, которые теперь могли бы показаться людям «незначительными»:

О Боже, чудный в делах Твоих Боже, приспел наконец час моей столь чаемой кончины! И я вижу, что Ты всё мне простил!

ПОТЕРПИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

По-прежнему играют гласовцы в очень маленьком зале, где тесно и актёрам, и зрителям.

Потерпите, пожалуйста! — просила Татьяна Георгиевна Белевич перед началом спектакля. — Пару часиков…

И хотя премьеру показывали взрослым, но с большим вниманием «потерпели» её дети. Девочки лет десяти-двенадцати сказали, что спектакль им понравился. Значит, будет он — всевозрастным.

Завершился двадцать шестой сезон театра. Спасибо, «Глас», что ты есть, что не изменяешь себе! Спасибо, что ищешь, открываешь, придумываешь. Невооружённым глазом заметно: гласовцам — интересно жить. Это признак хорошей творческой перспективы.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий