ВЕЛИКИЕ БЫЛИ ЛЮДИ!

— Теория похожа на придворную даму, а практика — на медведя в лесу, — часто повторял преподобный Амвросий Оптинский. Духовные чада его слова запомнили и отметили.

Оказывается, старец цитировал святителя Феофана Затворника! Это обнаружил инок Симеон (Кулагин) из Оптиной пустыни. Святитель и преподобный говорили и писали образно, живо. По вопросам духовным никогда не расходились во мнениях.

Они были почти ровесниками. Будущий святитель родился в 1815 году, а будущий оптинский светильник чуть раньше — в 1812-м. Вышенский затворник преставился к Богу в 1894 году, преподобный Амвросий — в 1891-м. Оба чуть не дожили до семидесяти девяти лет.

В юности преподобный Амвросий окончил Тамбовскую семинарию, а святитель Феофан был Тамбовским архиереем. Происходило это в разные годы — и они никогда не видели друг друга. А вот общение между ними было самое высокое — духовное.

Святитель писал 1 июня 1882 года оптинскому настоятелю архимандриту Исаакию: «Прошу передать мой поклон достопочтенному отцу Амвросию. Прошу и его помолиться о моём всеокаянстве». И старец молился: в его келье висела фотография архиепископа Феофана.

Оба они служили Богу — полностью предав Ему себя, свою волю. Оба искренне почитали оптинского старца Макария — как младшие чтут старших. Преподобный Амвросий говорил духовным чадам:

— Великий человек был батюшка Макарий!

А святитель Феофан писал: «Благословенны книжки его. Глубокий веет в них дух смирения и навевает его на всякого читающего. Перечитывайте почаще. Не мешает выписки сделать, чтоб, в случае нужды, подогревать дух смирения, из всех духов самонужнейший».

Вместе со старцем Макарием отец Амвросий участвовал в издании трудов святых отцов. За основу брали переводы с греческого языка, сделанные преподобным Паисием (Величковским). И батюшка Макарий объяснял их — ради общего дела. Хотя в другое время отмахнулся бы по смирению:

— Кто я такой, чтобы это понимать!

Святитель Феофан тоже готовил собрание сочинений святых отцов — «Добротолюбие». От оптинских изданий его труды отличались тем, что вышенский затворник приспосабливал наследие отцов для понимания широкого круга читателей.

Рукописи он находил сам, когда служил на Востоке. Иногда они ему доставались на латыни — и ставили в тупик даже такого опытного подвижника: «не могу похвалиться, что попадаю на мысли святого Аввы» Исаии Отшельника.

Святитель писал оптинскому настоятелю: «Как старец Паисий явил себя наиточнейшим переводчиком свято-отеческих писаний, то я надеюсь, что его перевод Аввы Исаии поможет мне исправить мои неисправности, — и заполнить невольно допускаемые пропуски».

Из Оптиной пустыни рукописи Аввы немедленно отправили архиепископу Феофану.

Часто к подвижникам-современникам обращались одни и те же люди. Из писем к духовным чадам особенно хорошо видно полное взаимопонимание святителя Феофана и преподобного Амвросия. Вышенский затворник считал: «О. Амвросий хорошо советует…»

Для верующих они были близки. Не встречались, но всегда поддерживали друг друга молитвой, присутствием на земле. И к лику святых причислены в один день — 6 июня 1998 года.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

23 января — память святителя Феофана, Затворника Вышенского

Добавить комментарий