МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

«Образец веры» – так назывался указ, изданный в Константинополе в 648 году по поручению императора. В то время возникали разные ереси. Люди на них попадались, как на крючок, – и отстаивали ошибки искренно, до драк и кровопролитий.

Император, тоже еретик, приказывал верующим не рассуждать. Нелепее не придумаешь. Когда появляются вопросы, на них надо отвечать. Этим и занимался преподобный Максим Исповедник. Он объяснял запутавшимся людям – и священникам, и монахам, и мирским – суть веры и отступлений от неё. И делал это без нажима, потому что считал злом то добро, которое сделано с насилием.

Каждому человеку Бог открывается иначе, чем другим. Просто потому, что все мы разные. Это очень хорошо видно на святых. А у Максима Исповедника был еще редкий дар передать другим то, что открылось ему. И многие возвращались к Православию.

Император велел схватить Максима Исповедника. С двумя учениками его долго держали в тюрьме, отправили в ссылку, опять вернули в тюрьму. Всем троим отрезали языки, отсекли правые руки. Ещё раз сослали.

Но подвижник продолжал проповедовать. До самого преставления к Богу. Его богословские труды особенно ценны сейчас, ведь в них святой передает нам опыт живой веры, личных отношений с Христом.

«Главы о любви» – так назвал преподобный Максим Исповедник  работу, из которой сделаны эти выписки:

От всей души должно любить всякого человека, но упование возлагать следует только на одного Бога, и служить Ему должно от всех сил. Ибо до тех пор, пока Он хранит нас, и друзья уважают нас, и враги беспомощны против нас. Когда же Он оставляет нас, то и все друзья отвращаются от нас, и враги входят в силу.

Старайся, насколько возможно, полюбить всякого человека. Но если это пока невозможно, то старайся, по крайней мере, не ненавидеть никого. Однако и этого не сможешь, если не презришь мирских вещей.

Много друзей во время благоденствия, но во время искушений трудно найти хотя бы одного.

Многие из нас говорят, но не многие делают. Но никто не должен искажать слово Божие через собственное нерадение. Наоборот, должно исповедовать свою немощь и не скрывать истины Божией, дабы не оказаться виновным не только в преступлении заповеди, но и в неправильном толковании слова Божия.

Кто кого любит, тот тому старается и всячески услужить. Поэтому, если кто любит Бога, то он, естественно, старается сделать угодное Ему. Любящий же плоть тешит её.

Не пища – зло, а чревоугодие; не деторождение, а блуд; не материальные блага, а сребролюбие, не слава, а тщеславие. Если же так, то в сущем нет никакого зла; зло – лишь в злоупотреблении, которое происходит от небрежения ума о естественном возделывании (сил души).

Есть три причины любви к богатству: любовь к наслаждениям, тщеславие и неверие. Из них наиболее тяжелой является неверие.

Мир имеет много нищих духом, но не так, как должно; много плачущих, но об утрате имущества или о потере детей; много кротких, но в отношении к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но алчущих похитить чужое и неправедно обогатиться; много милостивых, но к телу и телесному; много чистых сердцем, но из-за тщеславия; много миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгнанных, но за свое беспутство; много поносимых, но за постыдные грехи.

Однако блаженны лишь те, которые ради Христа и по Христу совершают и претерпевают это. Почему? Потому что «их есть Царство Небесное» и «они Бога узрят» (от Матфея. 5. 3, 8). И не потому они блаженны, что претерпевают это (ибо и вышеназванные делают то же самое), но потому, что совершают и претерпевают это ради Христа и по Христу.

26 августа – 1350 лет со дня преставления к Богу преподобного Максима Исповедника

Добавить комментарий