Самые горькие обиды – родительские. Дети выросли – и уже нет речи о послушании, а часто – и о взаимопонимании с ними. У них свои представления о том, как жить, строить отношения.
-Не вмешивайся в мою жизнь! – говорят сын или дочь, когда родительская опека кажется им чрезмерной. То есть почти всегда. И что тут делать постаревшим и загрустившим родителям?
-Прежде всего – сохранить дружбу со взрослыми детьми и предоставить им полную свободу, – считает протоиерей Алексий ПОТОКИН. – Если дать им свободу, как Бог в своё время дал Адаму, в наших отношениях не будет насилия и лицемерия.
-Это очень важно!
-Бог радуется доброму в нас, но принимает нас любыми. Вот и родители разрешают чадам быть любыми, хотя втайне ждут, что они будут умными, трудолюбивыми и счастливыми. И перед Богом не отказываются от них, когда они живут по-свински. Стоят за них – и потому родительская молитва достает детей со дна моря.
Но к свободе человека нужно приучать постепенно – с раннего возраста. Разрешать ему ошибаться без последствий во взаимных отношениях: «Дерзай, чадо!»
-Но разве бывают проступки – без последствий?
-Конечно, если родители принимают эти последствия на себя, покрывают чад, ожидают, что они сами захотят получить прощение. И тогда отношения станут глубже и сильнее.
Мы часто говорим об отечестве, имея в виду отцовство и сыновство. Но что это такое для нас?
-Что же?
-Когда всю жизнь ждешь: сначала рождения детей – телом, потом – душой. Ждешь до конца жизни, носишь их в себе, чтобы они стали великими и совершенными.
-Находишься в муках рождения, как говорил апостол Павел (Галатам. 4. 19)?
-Да, и помнишь при этом: блудными сынами становятся все – и уже потом, рано или поздно, начинают возвращаться. Отношения отца и сына раскрыты в Священном Писании.
-Вы имеете в виду притчу о блудном сыне, которую рассказывал Христос (от Луки. 15. 11-32)?
-Именно. Родителям важно помнить: детям, как и нам, будет возможно все. Хорошее и плохое. Пока они младенцы, их надо оберегать от зла и учить добру. Например, объяснять: это дерево – не трогай!
-Да, и про электрическую розетку.
-Детям не показывают страшилок, их не водят в морги. Человек растёт, крепнет – и сам начинает многое понимать и выдерживать в меру сил. Становится отроком. У него появляется воля.
Отрок – значит слуга. Его можно заставлять учиться, трудиться. Тут даже допускается насилие. И Бог нас иногда заставляет что-то делать, действовать.
-А мы сопротивляемся.
-Тогда Он наказывает нас и раз, и два – то есть учит. И отходит.
-Нам надо так же поступать? Дать ребенку увидеть отрицательный результат?
-Безусловно. Мы вкладываем в детей знания законов природы, общества, духа, приучаем читать книги, знакомим с искусством, культурой. И так далее. Все это необходимо. Но есть вещи, которым не научишь.
-Какие?
-Образы Священного Писания они должны сами встретить в жизни, почувствовать, принять. И такие неизъяснимые вещи мы личным примером прививаем детям, как прививают ветку – к лозе. Только личным примером, иначе учим лицемерию.
Все выученное пока не естественно для нас. Его надо повторять – и повторять не только разумом, но и сердцем (а над ним мы не властны).
-Потому и говорят: повторение – мать учения.
-А привитое – совсем иное, оно становится естественным, родным. Именно так человек начинает видеть мир, ощущать всем своим существом.
Кроме того, жизнь счастлива не достижениями, а покаянием.
-Но мы об этом забываем!
-И потому нам так важно, принимаясь за добрый, настойчивый труд в земном и духовном, натыкаться на свою ограниченность. Чтобы иметь покаянный, сокрушенный дух – и детям привить потребность в покаянии.
-Да, поделиться можно только тем, что у тебя есть…
-Они почувствуют возрождающую силу покаяния – и у них появится потребность в исповеди, которая откроет им возможность для построения личных отношений, для учебы всему в жизни.
Ну, а потом отрок вырастет и обретет свободу – от нас.
-И тут, вы сказали, нам важно сохранить дружбу со взрослыми детьми.
-Потому что отношения без нее – пусты.
-Христос говорил: «Будьте как дети».
-Это не совет, а констатация факта. Только так мы можем быть собой – узнавая, умудряясь, любя. Все мы дети. Но наступит период – и в нас проявится взрослый. И тогда Христос скажет: «Вы друзья мне» (см. от Иоанна. 15. 15). Друг – это равный.
А пока ты ребенок, не стремись быть всемогущим, делай то, что тебе по силам и просто расти в меру, которую уготовал тебе Бог. Но эту евангельскую заповедь мы не применяем, считаем, что разобрались в жизни.
Несовершенство подхлестывает ребенка к поиску, жажде, алканию. А гордого взрослого, забывшего свою детскость, незнание надламывает.
Но нам все дадут – в свое время. И не за то, что мы будем стоять перед Богом на задних лапках, отрабатывая «положенное». Дадут тогда, когда Его милостью душа наша созреет, станет мужественной, когда ноги окрепнут. Господь ждет момента, когда можно будет поделиться с нами. Но так, чтобы мы были способны принять Его дары и не надломиться под их тяжестью.
-И наши взрослые дети – тоже.
-Нам нужен страх Божий – то есть осторожность: Другой – иной, Его надо услышать и беречь – не ранить равнодушием, пренебрежением, соперничеством. А у нас этой чуткости нет. Мы готовы только насиловать, бить друг друга – вбивать, как гвоздь в стену, по самую шляпку, чтобы не сопротивлялись.
-Люди делают много ошибок. Те, у кого большой жизненный опыт, уже наошибались по полной программе. Нам хочется оградить взрослых детей от некоторых бед.
-Это полностью невозможно. Да и не нужно. Когда заметишь грех в человеке и можешь помочь – помогай! Но при одном условии: если эту помощь люди согласны благодарно принять.
-А если нет?
-Не вмешивайся и проси снисхождения к грешнику, помощи для него у Бога: «Господи, Ты знаешь, как его спасти!» Бог ведь тоже никогда нас не заставляет: человек не хочет что-то делать – и Господь его отпускает: «Поступай, как знаешь, раз считаешь себя умнее Меня!»
Жизнь без видимых ошибок бывает только тогда, когда люди равнодушны друг к другу.
-И механически поступают «правильно»?
-Неравнодушие не терпит покоя. Оно всегда стремится к совершенству – и во все времена сохраняет надежду на него. Об этом мы узнаем и из Священного Писания, и из глубины своей души, когда совесть способна говорить. В Боге Отце присутствует полнота, совершенство – и постоянная возможность для совершенства. Можно сказать так: совершенство совершенствуется.
-Хорошо!
-Сын рождается – всегда. И даже Ангелы никогда не останавливаются: они приснодвижимые.
Когда люди венчаются, я у них спрашиваю: «Хотите быть всегда довольны друг другом?»
-Конечно!
-И добавляю: «Тогда будьте равнодушны друг к другу».
-Шутки у вас…
-Это не шутка. Неравнодушие, забота учат мужественно принимать доброе и злое. Так и Бог рад хорошему в нас, а за плохое отвечает Своей жизнью – умирает за нас. А это больно.
Господь говорит: «Возьми свой крест!» Так Он тоже сохраняет нашу свободу. Мы должны жить сами, а не Он или кто-то другой – за нас. Но Христос добавляет: «Упадешь – прощу, умрешь – воскрешу, никогда не оставлю. Иди!» Дает нам право на ошибки, позволяет быть плохими.
-Как Отец принимает на Себя последствия наших ошибок.
-Всю жизнь мы учимся быть отцом и матерью. Учимся отношениям с родителями и детьми. Эти отношения развиваются, становятся иными.
-А ведь мы не умеем ценить эту новизну. Ропщем, разочаровываемся, держимся за прошедшее.
-Но если вы разочаровались в ребенке, когда он подрос, значит, сами его раньше замучили, ожидая невозможного. Не хотели знать его слабостей. А человек – это в основном слабости, немощи, которые можно сделать недейственными, преодолеть.
-Как?
-Опять же покаянием. Честный, искренний путь родителей – знать, что ребенок падет. Пропадет, но может встать и ожить. А нам хочется, чтобы дети были хорошими всегда (и лучше, чем у других!)
-И взрослые – тоже.
-Но хорошее – чудо, оно всегда достойно удивления. Это уже преодоление смертности. Своими силами мы его достичь – не можем. Для этого и пришел на землю Спаситель – и к нашим родителям, и к нам, и к нашим детям, и к детям наших детей…
Верим мы в Него? Нужны ли нам Он и Его Крест?
Наша вера – Православная. Она учит прославлять Бога. Наше богослужение называется Евхаристией – благодарением. А это тоже прославление. Не тяжкими трудами раскрывается, вырастает хорошее, а благодарностью: за жизнь, таланты – способности. За все. Благодарность – самый короткий путь стать талантливым и счастливым.
-Благодарность родителям – тоже?
-Несомненно. Их почитание необходимо детям. Чадам нельзя рассматривать грехи отца и матери. На свои – смотри, на родительские грехи и грехи других наставников – не стоит. Их можно только покрывать.
Если ребенок будет судить родителей, его душа этого не вынесет. Ради своего душевного здоровья – не осуждайте родителей. Вы получили жизнь. Разве этого мало? Обрадуйтесь – и будете благодарны родителям всегда. Они дают так много – помогают приводить нас из небытия в бытие. И не могут отнять своими ошибками это несметное богатство.
Не забывайте об этом и в личных отношениях. Часто люди разводятся – и помнят только плохое. Но куда важнее после крушения отношений, вопреки всему, сохранять благодарность – пусть за малое, но точно хорошее. Кто не помнит доброго?
-Свинья.
-Правильно. Если человек неблагодарен, горд, сосредоточен на себе, то у него отнимаются все способности. Остаются только эгоизм и одиночество. Но ведь мы не одиноки! Бог одиночество разрушил. Меня, падшего, Он слышит, любит – всегда! И нет причин для мрачности.
-Согласна.
-Христос пришел на землю на поиски человека – Своего подобия в нем. Смотрите, как это утешительно: Бог начал восстанавливать нас не с души, а с вещества: принял нашу плоть, дал нам Свои Кровь и Тело, святую воду, елей… Дал толчок телу – и оно освободило, отпустило душу.
Но нам не стоит тщеславиться стаканом воды, который мы получили от Него. Это только начало пути. Любовь живет – всегда возрастая. Камень может стать живым хлебом. Это мистика – и она не в фокусах или магических формулах, а в личных отношениях – тайне сердца.
Наши дети тоже идут от самого простого. Постепенно, незаметно, невидимо вырастают, меняются внутри. Не думайте, что мы их знаем. Человек – тайна: он может поделиться с нами и не поделиться, открыть себя и не открывать. Свидетельство его о себе – это как раз и есть исповедь. Что скажет – тому и поверим. Сначала так будет со своими детьми, потом – просто знакомыми. А затем и со всеми детьми Божиими.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ