«О ЛЮБВИ И НЕ ТОЛЬКО…»

Заслуженная артистка России Валерия Полякова. Артист Сергей Нестеров

Так называется новый спектакль Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Постановка сделана по рассказам Антона Павловича Чехова, а точнее — Антоши Чехонте. Молодой писатель несколько лет печатался под этим псевдонимом. А придумал его протоиерей Фёдор Покровский — учитель по Закону Божию из Таганрогской гимназии. Антон Чехов казался священнику человеком несерьёзным до такой степени, что его не с кем было сравнить. И это точно: Чехов — несравненный.

ИНТРИГА

В программке перечислены рассказы, по которым поставлен спектакль: «В пансионе», «Тёща-адвокат», «Переполох», «О том, как я в законный брак вступил» и прочие. Это по-настоящему интригует зрителя. Ну, разве можно сделать нормальную пьесу из таких коротких миниатюр с пёстрой вереницей героев? Оказывается, можно! С героинями Чехова зрителей знакомят в благородном пансионе — и потом эти девушки становятся взрослыми, выходят замуж, строят семьи, любят, страдают, размышляют о жизни. Включают в свои переживания и приключения нас.

Спектакль идёт больше двух часов, смотрится — увлечённо. Действующие лица узнаваемы. Авторам даже удалось озвучить смешные фамилии, которые Чехов придумывал своим персонажам: Двоеточиев, Дырявин, Нашатырина, Ребротёсов, Пружина-Пружинский… Хороши!

НИЧЕГО ВТОРОСТЕПЕННОГО

У Чехова очень важны детали. И в спектакле нет ничего второстепенного. Каждая сцена продумана до мелочей. Вот адвокат берётся доказать влюблённому молодому человеку, что жениться — не стоит, он будет раскаиваться в этом всю жизнь. Рассуждения адвоката слушают и давно женатые, опытные мужи. И как слушают! Слово влияет на них, завораживает, обескураживает. Молодой человек пишет письмо невесте, разрывает помолвку. Слуга уносит письмо на почту. И тут адвокат с такой же мощью доказывает, что быть женатым — куда лучше, чем холостым.

Молодой человек почти рыдает. Опытные мужи удовлетворённо сознают свою жизненную правоту. Но как теперь быть? Оказывается, адвокат написал на письме не тот адрес, письмо к девушке не придёт.

Этот рассказ и сам по себе великолепен. Может, лучше взять в руки томик Чехова — и не идти в театр? Но, как этот адвокат, хочу убедить вас в обратном: огромное удовольствие — увидеть эти лица, встретиться с актёрами, которые играют изящно, «рисуют» своих персонажей чистыми красками.

РЕЖИССЁРСКИЙ РЕКОРД

У спектакля четыре режиссёра-постановщика: Михаил Щепенко, Тамара Баснина, Аркадий Аверин и Валерия Полякова. Не много ли? И я в шутку спросила у художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств России Михаила Григорьевича Щепенко:

— Хотели попасть в книгу рекордов?

— Да нет, — ответил он серьёзно. — Спектакль состоит из четырёх частей, у каждой — свой режиссёр.

Но это нисколько не нарушает гармонию. Видимо, сказывается школа и общий взгляд на искусство.

СМЕШНО. И НЕ ТОЛЬКО

Чеховский юмор, чеховская мудрость — неповторимы и очень нам нужны. Смех снимает тяжесть с души, а сквозь лёгкую грусть проступает удивительный чеховский свет. У писателя нет безнадёжности. И финальная сцена спектакля подтверждает: несмотря ни на что, люди надеются на счастье, рады найти его хотя бы у других. И от этого становятся сами счастливее.

В Московском театре русской драмы слышат, чувствуют неповторимого Чехова. Умеют подарить зрителям чеховскую надежду. После спектакля на душе — светло.

Однажды великий пианист Святослав Рихтер очень волновался перед концертом и объяснял это:

— Если сыграю плохо, мне будет стыдно!

— Перед кем? — спросили его.

— Перед Листом.

Самое страшное — относиться к автору, словно его нет. Самое правильное — чувствовать ответственность перед ним. Создателям спектакля, мне кажется, будет не стыдно смотреть в глаза Антону Павловичу.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 30 января — день памяти преподобного Антония Великого, под чьим покровом родился и в честь которого был крещён великий писатель Антон Павлович Чехов