Двадцать пять лет жила Татьяна Сергеевна Смирнова рядом с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Вдумайтесь только: четверть века — возле человека праведной жизни! И в какой-то момент отец Иоанн сам сказал ей, чтобы она записывала его слова. Просто потому, что память человеческая — ненадёжна, а людям всё равно важно будет знать духовный взгляд на вечные и современные проблемы.
Татьяна Сергеевна послушалась. И как ни была занята, старалась записывать всё, что услышала, увидела за день. В итоге появилась книжка, которая так и называется: «Записки письмоводителя старца».
У книги есть эпиграф — слова отца Иоанна: «Миром правит Господь. И воля Божия царит над вселенной, и Бог ни с кем не советуется и никому отчёта не даёт».
ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ… ТАША
Таким ласковым и уже непривычным для нас именем называл батюшка свою помощницу — сначала тайного, потом явного письмоводителя, а позже — келейницу Татьяну. Она впервые появилась в Псково-Печерском монастыре 9 мая 1969 года.
«Радость сновала по монастырю солнечным светом, весенними ароматами, пасхальными звонами устремлялась к небу», — вспоминает Татьяна Сергеевна. Живое чувство красоты пронизывает её слова. Да она и была художницей, молодой, перспективной. Училась в Строгановке — старейшем художественном институте Москвы.
На следующий день девушка увидела, как из храма «выкатилась толпа», остановилась недалеко от неё — и к Татьяне Сергеевне «лёгкой, скользящей походкой» подошёл монах, поглядел добрыми глазами и сказал:
— А я ведь тоже Христова невеста!
Она не поняла, что речь идёт о ней. И ответила довольно резко:
— Ну, вы-то Христова невеста, а мне-то какое дело!
Так они встретились. Недуховному человеку духовный — не виден. И потом уже Татьяна Сергеевна осознала очень важную вещь: ей не надо оценивать слова и действия отца Иоанна. А только записывать. Чтобы каждый понимал и принимал их в меру сил. Так она и делала.
ПРОГРАММА ЖИЗНИ
После института Татьяна Сергеевна двенадцать лет работала реставратором в Ярославле. Так благословил её отец Иоанн. Он прислал ей письмо: «Дорогая Татьяна! В жизни всё будет просто и легко, если ты раз и навсегда решишь всё делать для Бога и во славу Божию. Всё станет сразу на своё место и в душе, и в восприятии жизни. Не рассчитывай устраивать своё благополучие по своему разумению, трудись пока ради Бога, где сейчас привёл Господь, а придёт время, будешь работать только в церкви или, ещё лучше, в монастыре. Пользуйся моментом, набирайся опыта и знаний. Но помни, что везде много огорчений, так как люди везде остаются людьми со всеми своими «за» и «против».
Как же важно нам прислушаться к этим словам!
ЧТЕНИЕ
Время от времени девушка приезжала в Печоры. Как-то ей подарили второй том «Добротолюбия». Она читала с восторгом, ни о чём другом думать не могла. Сообщила об этом отцу Иоанну — и увидела тревогу в его глазах. «Батюшка сказал:
— Нет, нет, всё, что тебе надо, я дам тебе сам. Читать будем непременно, но начнём не с «Добротолюбия», а с классиков русской литературы. И запомни, деточка, особый подвиг — только с благословения духовника.
Отец Иоанн благословил Татьяну Сергеевну читать Достоевского, и у неё буквально чудом оказалось полное собрание сочинений писателя. А одной молодой монахине старец вручил тоже классическое произведение — «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина.
По поводу чтения отец Иоанн говорил: «Выбор книг должен быть не беспорядочным, но соответствующим твоему образу жизни, иначе в голову придут мысли, неисполнимые делом, и ты станешь бесплодным мечтателем».
И ещё важное замечание делает Татьяна Сергеевна: «Предостерегая, чтобы не проникло в душу ничего богопротивного, отец Иоанн рекомендовал мне как новоначальной читать книги только репринтные дореволюционного издания, проверенные цензурой. «Ибо при нынешнем половодье авторов незаметно для себя можешь заразиться духом лестчим (лжи — прим.), — говорил он мне, — и одна неправая мысль, содержащая богохульство или тонкую лесть, может смертельно ранить душу, а ты этого и не поймёшь. Хорошо как справочник и руководство иметь при себе письма святителя Феофана Затворника».
ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
В 1981 году Татьяна Сергеевна приехала в монастырь на постоянное место жительства — в качестве реставратора. Отцу Иоанну был нужен письмоводитель — человек, который помог бы ему отвечать на многочисленные письма верующих. Грамотный, внимательный, ответственный. И Татьяна Сергеевна для этого подходила. Старец сказал:
— Детка, у Бога ошибок не бывает. И кто из нас дерзнёт с Ним поспорить? Раньше ты занималась реставрацией икон, теперь будешь помогать мне реставрировать души.
«Казалось бы, письма и живое общение — разные вещи, — отмечает Татьяна Сергеевна. — Но батюшка своё послушание духовника распространял буквально на всё, к чему прикасался: слово в живом общении, слово в письме, слово проповеди».
В то время в Печорах был властный и грозный наместник. Он предупредил Татьяну Сергеевну:
— Знай, если я увижу тебя у Ивана, я выкину тебя из монастыря не через врата, в которые ты вошла, а через монастырскую ограду.
На что батюшка заметил:
— Так-так, полюблю — шубу сошью, не полюблю — шкуру спущу. Деточка, шубу-то из твоей шкуры попытаются шить, но нам твоя шкура нужна, и мне, и тебе, давай её беречь.
Их тайная канцелярия много раз могла быть разоблачена — и всегда Господь выручал. Чего стоит один только этот эпизод! Батюшка вернулся после Литургии усталый. Сел на диванчик и уснул. Вдруг Татьяна Сергеевна и келейница Мария услышали шаги настоятеля за дверью.
«В ужасе, — пишет Смирнова, — я прижалась к кафельной печке в ожидании трагической для всех нас развязки. Только единственный шаг за порог надлежало сделать наместнику, чтобы я оказалась на виду. Мария отбросила крючок и застыла в дверях. Грозный возглас потряс тишину: «Что отец Иоанн, где он?» И в этот момент отец Иоанн, доселе тихо посапывающий, тяжело вздохнул и издал тоненький свист-храп, сам ответив на вопрос отца наместника. Мария вышла из оцепенения и дрожащим голосом пролепетала: «С-с-спит». И неожиданно начальственный голос произнёс благостные слова понимания и сочувствия: «Не буди его, пусть поспит».
Татьяна Сергеевна училась жить осмотрительно, молиться и предавать себя воле Божией, как это делал её духовный отец.
ОБИДЫ
Татьяна Сергеевна понимала, что старцу с ней очень непросто. Даже спрашивала, неужели он не обижается на неё.
— Детка, у меня на любовь времени не хватает, а ты мне про обиды говоришь, — раздавалось в ответ.
Зато сама Таша не могла спокойно воспринимать обиды. И батюшка объяснял:
— Но уж если не умеешь пока не обижаться, то для начала претерпи безмолвно обиду, учись, по крайней мере, относиться к ней как к небывшему. Умудряйся не носить этот мрак в сердце. И чем скорее ты этому научишься, тем яснее, чище станет на душе. Господа-то обижаем грехами постоянно, а Он при этом на нас не только не обижается и не только терпит, но любовью покрывает наше неразумие и нашу немощь.
Тогда Татьяна Сергеевна просила:
— Научите меня любить!
— А ты пожалей! — отвечал он. — Пожалей нелюбимого! Сегодня пожалеешь и завтра покроешь его немощь и беду молитвой о нём, и не заметишь, как придёт любовь.
ШАГ ЗА ШАГОМ
Смутные 1990-е годы показали, как далеки от Христа и христианства даже верующие люди. Посетители шли к батюшке с разговорами по поводу конца света. А он говорил им:
— Но почему вы ждёте антихриста, а не ждёте Христа? Антихрист придёт только на три с половиной года, а Христос на вечность. И, надрывно думая и много говоря о будущих грядущих на вселенную страхах, стали ли вы жить соответственно этим думам и заботиться о спасении души своей? А ведь это только к тому и призывает нас, чтобы уже сейчас, на земле, идти за Христом, а не за антихристом.
Для Татьяны Сергеевны в эти годы началось новое служение — она стала келейницей старца. Груз огромной ответственности словно придавил её. А что сделал отец Иоанн? Написал ей письмо:
«Дорогая девица Татиана! Может быть, ты не знаешь, где и как должен проходить твой жизненный путь? Тебе это знать и не нужно. Делай твой следующий шаг. После этого Господь Бог укажет тебе и последующий. Так, шаг за шагом, следуя по указанному пути, ты установишь, что Господь Бог, руководствуясь мудрым планом, ведёт тебя по такому пути, который заканчивается у светлой цели. «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая». Архимандрит Иоанн».
ОГРАДИЛА ОТ ЛЮБВИ
И Татьяна Сергеевна пошла к этим дверям — шаг за шагом. Люди передавали ей свои вопросы к старцу, она пересказывала им его ответы. Иногда просила:
— Батюшка, ну я заведу её в коридорчик, скажите сами, ведь не поверит человек, что это ваш ответ.
— А это не твоё дело, поверит или не поверит, — отвечал он.
Случалось, «бедная» Таша буквально вопила:
— Да я всего сказанного и до двери не донесу, половину забуду, а остальное перепутаю!
Но старец знал Татьяну Сергеевну лучше, чем она сама себя:
— А ты кто такая? Ты служебный дух, скажешь ровно столько, сколько слышала от меня, и скажешь так, как я сказал. Ответственность за всё несу я.
У Бога служебные духи — ангелы. У отца Иоанна служебным духом была Татьяна. Она пыталась возражать ему, вызвать жалость:
— Да меня побьют камнями за этот ваш ответ.
— Ну, побить не побьют, — отвечал он с любовью, радостно, — но тебе ведь тоже спасаться надо, потерпишь. Терпение — важное приобретение.
«Поглощённая делами, постепенно я всё же входила в стиль жизни келейницы отца Иоанна, — вспоминает Татьяна Сергеевна. — Думать о том, как к тебе относятся люди, стало некогда. Однажды, читая какое-то письмо, отец Иоанн заулыбался и подал его мне со словами: «Смотри, какую важную роль ты выполняешь при мне». Текст запомнился: «Отец Иоанн! Т. С. оградила Вас от моей любви».
А ведь это великое дело — хоть немножко оградить старца от пустых и тягостных излияний.
ВИДЕНИЕ
Книга «Записки письмоводителя старца» получилась такой, что её хочется перечитывать. Открывать на любой странице — и радоваться встрече с человеком, каких всегда было мало в нашем мире.
Уже незадолго до смерти отцу Иоанну дважды было видение. Какое — он умолчал. Но записал слова, сказанные ему Господом: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всём осторожны».
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
25 января — память святой мученицы Татианы
5 февраля 2006 года — преставился к Богу архимандрит Иоанн (Крестьянкин)